Костромские деревянные кружева

Туризм, путешествия: Бронирование отелей

Туризм, путешествия: Бронирование отелей

 

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач

Закажите реферат

Закажите реферат

Зимний дворец Архитектура Санкт-Петербурга Проекты загородных домов
Архитектура

Архитектура беседок и садовых очагов

Проекты для строительства загородных домов

Костромские деревянные кружева

Как построить каркасный дом своими руками

Кирпичный камин или печь

СРУБ ДОМА СВОИМИ РУКАМИ

Современные тенденции в ландшафтном дизайне

Основы архитектуры

 

Проходя по улицам старой Костромы и поселка Красное-на Волге, всегда обращаешь внимание на декоративное убранство деревянных домов. Каждый дом имеет своё неповторимое лицо. Окна с наличниками являются как бы визитной карточкой дома, его глазами. А если окна дома сравнивать с глазами, то наличники можно смело уподобить ресницам.

Захотелось немного узнать об истории костромской домовой резьбы, её развитии, современном состоянии.

А также попробовать свои силы в изготовлении копий наличников.

 

История костромской домовой резьбы

 Среди старинных русских городов не найти двух схожих. У каждого свое неповторимое лицо. В Кострому не нужно долго вглядываться – здесь своеобразие налицо. Его трудно не заметить, пройти равнодушно мимо одетых в резное кружево домов. Каким же талантом и мастерством необходимо было обладать, чтобы виртуозно резать эти кружева и логично вставлять их в общую структуру дома. По всему видно, костромичи ценили тот мир, который сами создавали, противопоставляя суровой природе удобство и красоту жилища.

Выразительны и разнообразны украшения из дерева – в первую очередь обрамления окон. Различна и техника их исполнения. И этот причудливый узор выполнен золотыми руками безвестных мастеров с помощью обычного топора и пилы да набора стамесок.

Казалось бы, сколько ни изощряй фантазию в поисках нового узора, есть же предел выдумке? Ничего подобного. Способность импровизировать была самой характерной чертой народных умельцев. Создавая декоративные элементы зданий в едином стиле, они учитывали вкусы и особенности национальной культуры.

Домовая резьба существует на просторах нашей Родины с древних времен Руси. Также ее иногда еще называют корабельной, потому что существует мнение, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. В те стародавние времена все имело огромное значение: любая закорючка, любая завитушка и зарубка... По преданиям и верованиям наших предков вырезанные на окнах, дверях и стенах знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали плодородию и процветанию. Но разберемся во всем чуть подробнее. По мнению многих ученых, традиция украшать свои жилища возникла еще до крещения Руси во времена язычества. Первые попытки украсить жилище были самыми примитивными: делались простые зарубки, которые иногда складывались в простейшие узоры (кресты, треугольники, звездочки, изображения солнца). Затем люди стали наделять знаки чудодейственными магическими свойствами. Как правило, первые простейшие знаки (зарубки) служили оберегами и были предназначены для охраны домашнего очага от различных бед, невзгод и злых духов. Таким образов древний человек пытался защитить свое жилище от природных стихий. Со временем те самые простейшие знаки-обереги в виде зарубок усложнялись, формировали орнаменты, изменялась технология нанесения, а затем постепенно появились и законы расположения отдельных фигур и знаков на наружных частях дома (наличники, фасады, конек) и интерьера. Постепенно, с течением времени, спустя многие века, символический смысл знаков был утрачен и они превратились в различные орнаменты, тем самым формируя традиции, передававшиеся затем из поколения в поколение.

 Наличники на Руси появились, когда Петр Первый определил красную линию улицы и разворот дома на нее (раньше дома в нашем холодном климате глядели на солнечную сторону). Тогда и возникла необходимость украшать окна. Их возникновение связано и с появлением пиленой доски, а это начало 19-го века.

Так что о широком распространении деревянных наличников в России можно говорить только во второй половине 19-го века.

Дошедшие до нас примеры народного зодчества отличаются строгой пропорциональностью своих масс, декоративными формами и резными украшениями, умело распределенными на обширных поверхностях рубленых стен. Впечатление декоративных пятен усиливалось раскраской всех резных украшений дома в несколько ярких тонов, удачно подобранных по цветовой гамме.

Большое влияние на культуру губернских и уездных городов, а также деревень оказывали монастыри и церковные учреждения, основные потребители высокохудожественного дела. С возникновением в конце 19 века, после крестьянской реформы, большого количества единоличных хозяйств, появилось немало домов с обильным применением резного декора.

В конце 18 и первой половине 19 веков в оформлении наличников и всего фасада дома чаще всего применялась глухая резьба. С чисто народной выдумкой и смелостью мастера глухой резьбы создавали оригинальные произведения, отличающиеся совершенством исполнения и художественной выразительностью.

Резьбой со сплошным "глухим" фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон, торцевые доски, закрывающие торцы бревен сруба и предохраняющие их от гниения. В основном, мотивами служили растительные, антропоморфные и зооморфные орнаменты. Более ранние виды глухой резьбы сводятся преимущественно к геометрическим орнаментам различной сложности от простейших родовых, громовых и солярных знаков (изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца) до сложных

повторяющихся переплетающихся мотивов из множества мелких элементов (треугольников, пирамидок, ромбов).

Знаменитым мастером, работавшим в технике глухой резьбы, был Емельян Степанович Зирин. Он с бригадой мастеров строил дома зажиточных крестьян, купцов и промышленников Костромской губернии. Для домов, украшенных Зириным, характерна разработка традиционного костромского орнамента средствами глухой резьбы. Причелины, полотенца, карнизы, балконы покрывались пышной резьбой, подчеркивающей основные конструктивные линии дома. При этом наличники украшались более скромно, более лаконично. Чувство меры, пропорций сближает его искусство с традиционным искусством народных резчиков Костромской области.

К сожалению, дерево не долговечно. И к настоящему времени по всей Костроме не сохранились дома, украшенные глухой резьбой.

С развитием архитектуры жилья шло одновременно и развитие народного декоративного искусства. В конце 19 века вместе с глухой резьбой стала применяться и пропильная резьба по дереву. Глухая резьба, несомненно, сложнее по технологии, к тому же требовала значительного мастерства. Более дешевая пропильная и накладная техники, конкурируя между собой, заняли ведущее место в оформлении фасадов домов.

Позиционные и метрические задачи