Костромские деревянные кружева

Зимний дворец Архитектура Санкт-Петербурга Проекты загородных домов
Архитектура

Архитектура беседок и садовых очагов

Проекты для строительства загородных домов

Костромские деревянные кружева

Как построить каркасный дом своими руками

Кирпичный камин или печь

СРУБ ДОМА СВОИМИ РУКАМИ

Современные тенденции в ландшафтном дизайне

Основы архитектуры

 

В конце ХIХ века одним из течений официальной архитектуры был так называемый ложно-русский стиль, опиравшийся на традиции старины и народного творчества. Стиль этот эклектический, надуманный, но более удачно он выразился в деревянном зодчестве. Отметим два дома, стиль которых можно назвать ложно-русским. Это дома по улице Симановского 14 и Свердлова 63. Оба дома построены гражданским инженером А.Е. Смуровым. Дом по улице Свердлова построен в 1888 году для частной школы, а по улице Симановского - в 1893 году для купца Сапожникова.

    Дом 63 по улице Свердлова напоминал теремной дворец. Сейчас на его месте стоит великолепный особняк, украшенный резьбой.

 Дом по улице Свердлова, 63 

На костромскую домовую резьбу конца ХIХ – начала ХХ века большое влияние имели народная вышивка и плетение кружев. Резьба, свешивающаяся с карнизов домов сплошным кружевом или украшающая балкончики светелок, напоминает кружево подзора. А верх наличников недаром часто называют кокошником – старинным головным убором русских девушек.

Прорезную резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто не имеют внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали те же самые наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Ну а границы должны иметь свою защиту - тут и приходят на помощь защитные знаки и орнаменты. Проходя мимо таких окон невозможно "сглазить" их хозяев. Вспомните об этом, когда увидите красивые наличники и возможно Вам удастся разгадать заложенный в них тайный смысл или почувствовать их энергетику.

  

В конце19 – начале20 веков широкое распространение в оформлении костромских наличников нашли токарные элементы. Такое распространение этого типа украшений было связано с широким применением токарного дела. С изобретением токарного станка для художественной обработки дерева стало возможным делать не только круглые, но и овальные, витые, волнистые и другие формы украшений. Традиционной формой наличника в Костроме и области являлся «теремной тип», т.е. наличник с применением набора мощных полубалясин в его боковинах.

 Дом по улице Советской, 50  

Примером такого оформления является дом по ул. Советской 50, ныне отреставрированный.

В конце 19 века в костромской пропильной резьбе обозначился «лубочный» стиль. Суть этого стиля заключается в определенной утрате декоративности, в появлении пластических решений, идущих от графических образцов. Появление такого стиля обусловлено близостью плоской накладной пропильной резьбы к графическому языку, с одной стороны, и обилием тиражированных картинок для народа, с другой. Следует отметить, что лубочный стиль ярко выразился только в пропильном домовом украшении. Плоская декоративная выпиловка, благодаря глубоким теням, образуемым падающим светом, сближает светотеневую игру досок и наличников (на нередко окрашенных в различные цвета домах) с разноцветным ковром. Поэтому можно отнести декор подобных орнаментальных решений к «ковровому стилю».

   

К концу 19 – началу 20 века относятся дома, выполненные в разнообразной технике накладной, сквозной пропильной и геометрической резьбы.

Подразделение на подвиды домовой резьбы хоть и существует, но Вы нигде не встретите использование только одного отдельного подвида. Все это весьма условно, т.к. при украшении дома используются все доступные приемы и технологии. Орнаменты переходят с "глухих" досок в геометрические построения, а затем плавно переливаются в богатое убранство кружев... Одна техника сменяет другую и переплетается с новыми сюжетами, но все они определенно выдержаны в едином стиле и несут, вероятно, какую-то смысловую нагрузку - вот что такое настоящая домовая резьба!

Домовая резьба 19 века перешла в 20 век, сохранив технологию пропильной резьбы. Резные рельефные украшения жилища почти не изготавливались.

Позиционные и метрические задачи