Основы архитектуры

Архитектура

Архитектура беседок и садовых очагов

Проекты для строительства загородных домов

Костромские деревянные кружева

Как построить каркасный дом своими руками

Кирпичный камин или печь

СРУБ ДОМА СВОИМИ РУКАМИ

Современные тенденции в ландшафтном дизайне

Основы архитектуры

 

Архитектура. Древнего Рима

Древнеримской культуре предшествовал период этрусской культуре (VII – II вв.до н.э.). Этруски возводили инженерные сооружения: мосты, дороги, канализацию, городские укрепления, создали различные виды каменных сводов. Они строили города на основе регулярной системы планировки с двумя главными пересекающимися улицами, ориентированными строго по сторонам света. Города имели мощные каменные стены. Доминирующее место в пространстве города занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на высоком пьедестале – подиуме, передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным глубоким портиком располагалась цела, обычно разделенное на три продольные части – святилище трех богов. В архитектуре храмов использовался тосканский ордер – вариант дорического ордера, но колонны были без каннелюр и имели базу.

Жилые дома этрусков не сохранились. Представление о них дают археологические раскопки, погребальные урны и некоторые надгробные сооружения. Центром прямоугольного в плане дома был внутренний закрытый двор – атриум, вокруг которого располагались другие помещения. В крыше дома было отверстие – комплювиум, через который освещался дом, под отверстием помещался бассейн – имплювиум, где собиралась дождевая вода. Гробницы были двух типов: скальные и отдельно стоящие объемы конусообразной формы – тумулусы.

В IV в. до н.э. римляне завоевали всю Италию, а во II в. до н.э. все Средиземноморье. На протяжении нескольких веков римское государство было республикой, в 31 г. до н.э. стало империей. Римское строительное искусство берет свое начало из этрусского и греческого. Однако насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне – практичными строителями. Это проявлялось и в том, что в архитектуре Рима общественные сооружения преобладали над культовыми. Это форумы и амфитеатры, триумфальные арки и колонны, базилики и термы, дворцы и виллы, дороги, акведуки и мосты. Типологическое разнообразие римской архитектуры, размах и масштабы строительства были призваны подчеркивать могущество Рима.

Римляне используют этрусский опыт возведения сводов одновременно с греческими ордерными системами. Главным строительным материалом были камень и кирпич, а так же вновь созданный прочный и водоупорный бетон. Вначале бетон применяли при строительстве дорог, позже он способствовал возникновению новых конструкций и архитектурных решений. Важно отметить, что из кирпича и бетона возводилась основная конструкция здания, а из камня – внешний, облицовочный слой, который, как правило, не создавал неверного представления о конструкции, а выявлял ее особенности.

Основными конструктивными элементами римлян были арка, свод и купол. При перекрытии больших пролетов свод создавался в виде кирпичного каркаса, промежутки между которым заполнялись бетоном. Римляне использовали цилиндрические и крестовые своды.

Четкая организация государственного и военного уклада римлян отразились в градостроительстве. Большинство городов имело прямоугольную планировочную структуру военного лагеря с двумя главными взаимно перпендикулярными улицами. На пересечении этих улиц располагался форум – административный и религиозный центр города. Главные улицы обрамлялись колонными портиками и завершались у форума триумфальной аркой или проездными воротами. На форуме располагались храмы и общественные здания: базилики для суда и биржи, курии для заседания сената, таберны для торговли, табуларии для городского архива, а также ростры – трибуны для выступления ораторов.

Главным сооружением форума был храм. Архитектура римского храма опиралась на греческие традиции, переработанные этрусками. Римский храм имел высокий подиум, широкую лестницу со стороны главного фасада, глубокий передний портик, колонны, вплотную приставленные к внешним стенам целы. Храмы решались как простиль или периптер, но встречались и круглые храмы. Из храмов, построенных в период республики, сохранились храм Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (псевдопериптер) и храм Весты (круглый периптер).

Уникальным культовым сооружением был храм всех богов – Пантеон, построенный при императоре Адриане Аполлодором Дамасским в 118-128 годы. Это грандиозный круглый по форме храм, перекрытый сферической чашей купола диаметром 43,5 метра. Выразительность этой постройке придает контрастное соотношение огромного цилиндрического объема с куполом, лишенного проемов и декора, и глубокого многоколонного коринфского портика, увенчанного треугольным фронтоном. Пантеон имел огромное внутреннее пространство, которое впервые в античной архитектуре стало играть главенствующую роль.

Базилика, которая позднее легла в основу раннехристианских храмов, использовалась для проведения судебных разбирательств и в торговых целях. В плане она представляла собой прямоугольник, разделенный рядами опор (колонн) на нефы, которых было три или пять. Средний неф, возвышающийся над боковыми, заканчивался полукруглой нишей – апсидой. Значительной постройкой раннего периода является базилика Максенция на Римском форуме. Это кирпичное здание, в котором большое пространство главного нефа перекрыто крестовыми сводами.

Своды использовались и при сооружении общественных бань – терм. Термы представляли собой обширные комплексы, включавшие библиотеки, лекционные и гимнастические залы (палестры), залы для игр и развлечений. Композиционным центром были помещения холодных (фригидарий), теплых (тепидарий) и горячих (кальдарий) бань (бассейнов). Римские термы имели сложные планы, большие внутренние пространства перекрывались крестовыми сводами, в декоративном убранстве активно использовались скульптура и мозаика. К самым крупным термам относятся императорские термы Диоклетиана и Каракаллы, которые вмещали 3 тыс.человек.

Важную роль в жизни римлян играли зрелищные сооружения: театры, одеоны, амфитеатры, цирки. В основе римского театра лежал греческий, однако он строился на субструкциях (подпорных сооружениях, в основе которых лежал принцип соединения радиальных стен с арочными сводами каждого этажа), имел внешние стены в несколько этажей. Действие происходило не в полукруглой орхестре, а на сцене. Для музыкальных и поэтических представлений строился крытый или открытый маленький театр – одеон. Специфически римскими сооружениями являются амфитеатры. В плане они имели овальную форму. Находящаяся в центре арена была окружена со всех сторон поднимающимися вверх местами для зрителей, которые, как в театре, поддерживались субструкциями. Самым крупным амфитеатром был Колизей (70-90 гг.н.э.). Четыре внешних яруса Колизея имели поэтажное расположение ордера: в аркадах первого яруса использован тосканский ордер, во втором ярусе – ионический, в третьем – коринфский, четвертый ярус решен в виде глухой стены с пилястрами коринфского ордера. Для конных состязаний в Риме строили цирки, имевшие вытянутую, подковообразную форму.

О победах римских императоров свидетельствуют такие сооружения как триумфальные арки и колонны. Одна из ранних арок – арка императора Августа на Римском форуме. Там же сохранились арки Тита и Септимия Севера и рядом с Колизеем – трехпролетная арка императора Константина. Самая известная триумфальная колонна – 30-метровая колонна Трояна. И арки, и колонны украшались скульптурными историческими рельефами.

К погребальным сооружениям относятся мавзолеи и гробницы, берущие начало от этрусского тумулуса. Гробницы располагались за пределами городских стен. Гробница Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге представляет собой цилиндр, завершавшийся конусом. Но в средние века гробницу перестроили, вместо конуса появились зубцы. Монументальностью форм отличались мавзолеи Августа и Адриана.

Римляне были прекрасными мастерами в строительстве таких инженерных сооружений как дорог, мостов, акведуков. Завоевав большие территории, римляне построили сеть дорог. Долговечность и прочность этих дорог обусловлена своеобразной «подушкой» - подкладкой из двух слоев бетона толщиной в 1 метр, на которой лежат каменные плиты вулканического туфа. Римские города имели систему водопровода и канализации. Из рек вода подавалась в город по крытым каналам, проходившим через овраги, реки и над дорогами с помощью мостовых арочных конструкций – акведуков. Они представляли собой систему высоких каменных пилонов и арок, иногда поставленных в несколько рядов друг на друга. Акведуки обладают четкими пропорциями и ритмом, красивым силуэтом, являются примером органичного единства архитектурных форм и конструкций.

Жилые сооружения римлян делились на городские дома и сельские. К IV в.до н.э. на основе этрусского атриума и греческого перистиля сложился городской тип богатого патрицианского дома – домус. Он представлял собой замкнутое прямоугольное здание с двором – атриумом в центре, вокруг которого размещались жилые помещения. Атриум служил для приема гостей. По бокам от центрального входа-вестибюля находились таберны. За атриумом, на противоположной от входа стороне, находился главный зал - таблинум. В глубине дома располагался внутренний дворик с колоннадой – перистиль. Такие дома были обнаружены во время раскопок в Помпеях.

Для неимущего городского населения строились инсулы – многоэтажные дома, сдаваемые в наем. На первом этаже инсул находились таберны. Особой роскошью и большими размерами отличались императорские городские дворцы. К сельскому типу жилой архитектуры относятся загородные виллы (вилла рустика). Кроме господского дома вилла включала хозяйственный двор, сад, парк, термы, нимфеи, фонтаны с бассейном. Внутренние поверхности стен атриумно-перистильных домов расписывались. В росписи стен выделяют четыре декоративных стиля: 1) подражание облицовке цветными мраморами – инкрустационный стиль, 2) живописное изображение в перспективе тематических картин и пейзажей, иллюзорно увеличивающих помещение – перспективный стиль, 3) выявление плоскости стены введением канделябров, гирлянд, цветов, орнаментов – канделябрный стиль, 4) пышные и фантастические узоры в сочетании со сложными перспективными построениями – перспективно-орнаментальный стиль.

Контрольные вопросы.

Какие факторы оказали определяющее воздействие на формирование архитектуры древнего Рима?

Какие типы зданий характерны для архитектуры Рима?

Назовите основные конструкции древнеримской архитектуры.

Сформулируйте характерные черты архитектуры древнего Рима.

Позиционные и метрические задачи