Основы архитектуры

Зимний дворец Архитектура Санкт-Петербурга Проекты загородных домов
Архитектура

Архитектура беседок и садовых очагов

Проекты для строительства загородных домов

Костромские деревянные кружева

Как построить каркасный дом своими руками

Кирпичный камин или печь

СРУБ ДОМА СВОИМИ РУКАМИ

Современные тенденции в ландшафтном дизайне

Основы архитектуры

 

Романская и готическая архитектура

Архитектура Западной Римской империи несколько веков находилась в упадке и лишь в начале XI веке в Западной Европе началось строительство городов. Основным строительным материалом стал камень, хотя применялись кирпич и дерево. В развитии европейской архитектуры выделяют два периода, два стиля: романский (XI – XII вв.) и готический (XIII - XV вв.). И романское, и готическое зодчество формировались в одних социально-исторических условиях, общими были некоторые композиционные приемы. Но разные конструктивные основы и образное решение построек позволяют говорить о разных архитектурных стилях эпохи.

В XI – XII веках на территории Франции, западной Германии и северной Италии возник романский стиль. Название стиля происходит от латинского названия города Рима, поскольку стиль возникает в областях, входивших ранее в состав Римской империи, также стиль основывался на традициях древнеримской и византийской архитектуры. От раннефеодальных романских городов сохранились соборы, частично замки и крепостные стены с башнями. Стилеформирующими типами зданий были базиликальные соборы. Различали три вида соборов: монастырские, паломнические, кафедральные. Такие соборы имели в плане форму латинского креста. Продольное пространство центрального нефа отделялось от боковых нефов рядами колонн, на которые опирались арки, несущие стену с оконными проемами. Колонны имели капители разнообразной формы, отдаленно напоминающие античные коринфские и византийские. Центральный неф перекрывался цилиндрическим сводом, боковые – крестовыми. Цилиндрический свод имел мощный распор и потому требовал особенно массивных стен. Крестовый свод образовывался пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических сводов и обычно опирался на четыре опоры. Романский план основывался на простых геометрических отношениях. Боковой неф имел половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходилось два элемента боковых нефов. Базилики были трех- или пятинефными. Ближе к восточной части храма под прямым углом располагался трансепт (могло быть и два трансепта, при этом меньший по размерам трансепт был придвинут ближе к алтарной части храма). Апсида нередко была окружена обходом – деамбулаторием, который продолжал боковые нефы и имел цепь малых апсид – капелл (апсидол), в них находились священные реликвии. Капеллы часто располагались и с восточной стороны трансепта. Многие романские храмы имели нижний подземный храм – крипту, которую использовали для хранения реквизита и реликвий.

Объемно-пространственное решение храма четко выявляло его план: выделялся более высокий объем центрального нефа, хорошо были видны боковые нефы и трансепт, полуциркульные выступы всех апсид. Объемная композиция романских храмов усложнялась в связи с использованием разных по высоте, размерам и формам башен. Чаще всего над средокрестием располагалась центральная крупная башня, иногда башни фланкировали западный фасад (реже, еще и восточный), размещались над ветвями трансепта. Башни венчали шатровые крыши пирамидальной или конусообразной формы. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции храмов. Для внешнего облика романских храмов характерны массивность, суровость, небольшие узкие оконные арочные проемы, нерасчлененность больших плоскостей мощных стен, дополняемых снаружи противораспорными утолщениями – контрфорсами. Основным мотивом декора фасада были аркады (сквозные или глухие), а так же лопатки. Наибольшее внимание уделялось западному фасаду, который украшался порталом со скульптурным рельефом. Так же как и окна, портал из-за большой толщины стен был образован уступами (перспективный портал), в углу которых устанавливались колонны, а иногда и скульптуры. Часть стены над дверным проемом, завершавшаяся полуциркульной аркой, называлась тимпаном и имела в романских храмах богатый рельеф (чаще всего, сцены Страшного суда).

Центральное положение в ранней средневековой архитектуре занимала Франция, ведущей школой была бургундская, а активным строителем - клюнийский монашеский орден. Главная монастырская церковь аббатства Клюни (1088-1120) была самым крупным сооружением. Это была пятинефная базилика с высотой главного нефа 30 м, имела пять башен. Как известно, с целью уменьшения распора, строители заменили центричную форму свода на стрельчатую. Этот новаторский прием имел большое значение для последующего развитие архитектуры. Подобный прием был использован и в соборе Сен-Лазар в Отэне (1112-1132). Для романских соборов Германии характерны большие размеры, величественность форм, активное использование цилиндрических и октогональных башен, узкие окна, аркатуры на колонках и арочные тяги-пояса. Хорошо сохранились соборы среднего течения Рейна: в Майнце, Вормсе (1181-1234), Шпейере. Монументальность, суровость и лаконичность форм соборов Франции и Германии контрастируют с итальянскими культовыми постройками, для которых характерны нарядные многоярусные мраморные аркады. Например, главная площадь в Пизе с собором (1063-1118), баптистерием (1153) и знаменитой «падающей башней» (1174) отличается единством пластической обработки фасадов со сквозными либо глухими полуциркульными романскими аркадами. Пизанская башня окружена аркатурными галереями. Из-за неравномерной осадки грунта еще при строительстве она получила наклон.

Другим архитектурным типом, характерным для романского стиля, были загородные замки феодалов, которые строили как крепости. Их окружали каменной стеной, являвшейся фортификационным сооружением. Замок феодала представлял собой четырехъярусную башню – донжон, где совмещались оборонительные и жилые функции. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка так же входили: капелла, хозяйственные постройки, размещавшиеся во внутреннем дворе. Активное развитие торговли и ремесла привели к росту городов. Это были укрепленные поселения с мощными крепостными стенами, рвами, у мостов и городских ворот стояла стража. В XI - XII века средневековые города имели хаотичную планировку, с узкими кривыми улочками, жилые дома на которых высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижними. С XII века началась регулярная планировка городов: параллельные и перпендикулярные улицы организовывали четкие геометрические кварталы, на пересечении главных магистралей города размещался центр – рыночная площадь с главным городским собором и ратушей.

Во Франции с середины XII века романский стиль сменился готическим. Появление нового стиля обусловлено потребностью увеличить вместимость соборов, поскольку они стали местом не только богослужения, но и собрания горожан. Кроме этого необходимо было решить проблему максимальной освещенности внутреннего пространства храмов, т.к. узкие окна романских соборов не способствовали их хорошему освещению, в них царил полумрак.

Готический храм сохранил базиликальную форму романских соборов, но имел новую конструкцию свода, основой которого являлась каркасная система с нервюрами (выпуклыми ребрами свода). Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные и еще более сложные в плане пролеты. Как известно, пространство, перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой самостоятельную пространственную единицу. Готика отказывается от трактовки пространства как составного (как это было в романском зодчестве) и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части.

Конструктивная основа готических соборов представляла собой каркасную систему. Готический свод был намного совершеннее, чем тяжелый и массивный романский. В системе свода происходило четкое разделение усилий на ребра – нервюры и полотно, криволинейную поверхность – распалубку. Система нервюр образовывала упругий каркас, который заполнялся облегченной кладкой. Арки свода приобретали стрельчатую форму, т.к. образованный на их основе свод не создавал слишком сильный боковой распор, а значит, давление на стены и опоры уменьшалось. Самим же нервюрам для опоры уже не нужны были стены, достаточно было столбов или колонн. Таким образом, на месте бывшей стены появлялся ряд колонн со стрельчатыми арками между ними, что позволяло заполнить витражами пространство между колоннами. Стена фактически исчезла, дав место потокам света. Наружные пилоны служили для погашения боковых распоров. Внешняя система опор состояла из аркбутанов – висячих арок, которые переводили косые боковые распоры со стены более высокого центрального нефа через низкие боковые на пилоны, стоявшие вне главного нефа, - контрфорсы. Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. Преобладающими в нем стали: грандиозная высота, небольшая толщина внутренних опор (за счет приставленных к ним полуколонн они кажутся устремленными ввысь), высвобождение стены от функции несущего элемента, вытеснение стены огромными пространствами окон.

Большое внимание с точки зрения художественной выразительности уделялось западным фасадам соборов, как правило, фланкированным двумя башнями. Они встречаются, чаще всего, во французских соборах. Наличие башен демонстрировало преемственность традиций романской архитектуры, но по сравнению с ней, в готике сохранились только две башни, причем они сильно увеличиваются в размерах, а башня на средокрестии превращается в тонкий шпиль. Главными элементами композиции фасада служили перспективные порталы, имевшие богатое убранство, и круглые окна – розы над ним. Благодаря многоярусному членению поверхности стены и использованию множества скульптурных украшений огромная площадь фасада превращается в каменное кружево.

Ведущая роль в развитии готической архитектуры принадлежала по-прежнему Франции. В раннем периоде (вторая половина XII и первая треть XIII вв.) ощущаются влияния романской архитектуры. Например, в конструктивном решении собора Нор-Дам в Париже уже содержаться все стилистические признаки готики, но в некоторых элементах ощущаются черты романского стиля (плоские своды, укороченные колонны с капителями романского типа в первом ярусе центрального нефа, несколько тяжеловесный западный фасад). Крупнейшие памятники зрелой готики относятся к XIII веку – это соборы в Реймсе (1212-1311) и Амьене (1218-1268). Их главные фасады отличаются большой пластичностью и выразительностью, ажурностью и динамизмом форм, устремленных ввысь. Этому способствуют удлиненные пропорции тяг, окон, стрельчатых завершений проемов. Увеличилось количество статуй и рельефов, кажется, что буквально все свободные участки стен заполнены ими. Насыщенность скульптурой достигает предела в убранстве перспективных порталов. В готических соборах очень много деталей: порталы завершаются выступающими вперед треугольниками-вимпергами, шпили украшают крабы – свернувшиеся листья, крестоцветы – стилизованные цветки, на фасадах встречаются изображения различных фантастических существ (химер), которые используются иногда как водостоки. Особую роль в общей системе готического интерьеров играют витражи. Внутреннее пространство собора – с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, создает образ небесного мира. «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света». Поэтому и физический свет витражных окон толкуется как символ света Божественного.

Контрольные вопросы.

Назовите типы романских соборов, их планировочные и конструктивные особенности.

В каких еще типах сооружений нашел свое воплощение романский стиль?

Отметьте планировочные, конструктивные и художественные особенности готических храмов.

Какое значение играл синтез искусств в формировании облика готических соборов?

Позиционные и метрические задачи