Основы архитектуры

Туризм, путешествия: Бронирование отелей

Туризм, путешествия: Бронирование отелей

 

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач

Закажите реферат

Закажите реферат

Зимний дворец Архитектура Санкт-Петербурга Проекты загородных домов
Архитектура

Архитектура беседок и садовых очагов

Проекты для строительства загородных домов

Костромские деревянные кружева

Как построить каркасный дом своими руками

Кирпичный камин или печь

СРУБ ДОМА СВОИМИ РУКАМИ

Современные тенденции в ландшафтном дизайне

Основы архитектуры

 

Архитектура русского барокко

 Стиль барокко в архитектуре России связан с традициями русского зодчества XVII века и влияниями западноевропейского строительного искусства. Первый период, связанный с петровскими преобразованиями, хронологически определяется первой третью XVIII века. Архитектура этого времени стилистически определяется термином «петровское барокко». Второй период – время расцвета стиля, период зрелого барокко, приходится на 40-50-е годы. Примерно в середине 60-х годов XVIII века в архитектуре намечается стилистический перелом: барокко постепенно сменяется классицизмом.

 Важные политические события, происходившие в России в начале XVIII века (победа в Северной войне, начало петровских реформ), сформировали новые условия и для развития культуры и искусства. Укрепление связей со странами Западной Европы усилили архитектурно-строительную деятельность. Строительство новой российской столицы – Петербурга явилось важным этапом в развитии архитектуры и градостроительства. Спецификой стиля этого времени является взаимопроникновение русских и зарубежных архитектурных традиций.

 При строительстве Петербурга (основан в 1703) учитывались две важные задачи: необходимость обороны и строительство флота. Это обусловило формирование двух основных опорных точек градостроительной композиции Петербурга: Петропавловской крепости и Адмиралтейства – судостроительной верфи. Первоначально центр города был задуман на Петербургской (Петроградской) стороне, а затем перемещен на восточную часть Васильевского острова. Но уже к началу 30-х годов центром города стал район, лежащий между Невой и Мойкой. Для сооружений Петербурга начала XVIII века характерна простота планов и объемно-пространственных форм. Фасады членятся пилястрами или лопатками, не дающими резких контрастных теней. Здания были двух и трехэтажные, имели анфиладное расположение помещений. Стилеформирующими типами зданий становились не дворцовые сооружения, а общественные. Сами дворцы имели весьма ограниченные размеры. В начале века дома чаще строились из дерева, чуть позже применяли фахверковые постройки. После того, как появились кирпичные заводы (примерно с 1710 года), развернулось активное строительство кирпичных зданий. Снаружи они покрывались штукатуркой, декор выполнялся из гипса. В окраске внешних стен использовали интенсивные яркие цвета: охру, красный или голубой. На этом фоне контрастно белым цветом выделялись лопатки и пилястры, горизонтальные тяги, наличники окон, швы руста. Ордерные элементы объединяли второй и третий этажи, первый воспринимался как пьедестал, крыши делались высокими.

 Типичным памятником «петровского барокко» является здание Двенадцати коллегий (1722-1742, Д.Трезини). Каждая из двенадцати частей этого большого административного учреждения подчеркнута ризалитом с волютообразным фронтоном и первоначально имела самостоятельную кровлю. Все здания объединены по первому этажу галереями. Отделка фасадов лаконична и проста: нижний этаж отделан рустом, а два верхних объединены лопатками и пилястрами. Самая знаменитая постройка Трезини – Петропавловский собор (1712-1733). Положенная в основу плана этого храма трехнефная базилика с куполом над средокрестием свидетельствует об отказе от традиций строительства православных церквей. Активной вертикальной доминантой храма является колокольня с высоким золоченным шпилем. Внутри собор рядами столбов разделен на три нефа, но одинаковая высота центрального и боковых нефов создает «зальный тип» пространства.

 Новым типом сооружения является Кунсткамера (1718-1734, Г.-И. Маттарнови, Н.Ф.Гербель, Г.Киавери, М.Г.Земцов) – первый русский музей. Центральный объем завершается башней для астрономических наблюдений, в крыльях здания расположены большие двусветные залы, где размещались экспонаты естественно-исторической коллекции и библиотека. Среди дворцовых сооружений, выстроенных в стиле «петровского барокко» можно отметить Летний дворец Петра (1710-1714, Д.Трезини, А.Шлютер) и дворец А.Меньшикова на Васильевском острове (1710-1720-е, Дж.-М.Фонтана, Г.Шедель). Летний дворец Петра представляет собой небольшое прямоугольное в плане двухэтажное здание с высокой кровлей. Фасады подчеркнуты простыми наличниками окон с характерными утолщениями – «ушками» по углам, рельефами в прямоугольных рамах, расположенными между окнами первого и второго этажей, рустованными углами. Примыкающий к дворцу сад с фонтанами и скульптурами представляет собой одну из первых в России регулярных парковых композиций. Резиденция А.Меньшикова на Васильевском острове представляет собой новый тип усадьбы. Она слагалась из обширного, регулярного сада, старого деревянного двухэтажного дворца, церкви и нового каменного дворца. Это последнее здание дошло до нас, хотя и в измененном виде.

Наряду с возведением усадеб в черте города, шло строительство и в пригородах, в первую очередь вдоль берегов Финского залива: Екатерингоф, Стрельня, Петергоф, Ораниенбаум. Их парки дополнялись системами искусственных каналов и бассейнов, каскадов и фонтанов, получивших особо широкий размах в Петергофе. Архитектор И.Шедель построил дворец Меньшикова в Ораниенбауме. Естественный рельеф местности, как в Стрельне и Петергофе, подсказал идею Верхнего и Нижнего сада, дворца на перепаде высот и канала, сообщающегося с заливом. Ораниенбаумский дворец, раскинувшийся полукругом, завершался симметричными павильонами, имел центральный двухэтажный корпус, эффектные марши лестниц. В Петергофе в стиле «петровского барокко» были построены три малых дворца: Монплезир(1714-1723), Марли(1720-1723) и Эрмитаж(1721-1725) и Большой дворец, впоследствии несколько перестроенный. В архитектуре 30-х годов, особенно в интерьерах, усиливается декоративное начало. В то время работали талантливые зодчие М.Земцов, И.Коробов и крупный градостроитель П.Еропкин.

В 40-50-е годы XVIII века создается много новых сооружений, отличающихся монументальностью форм, богатым и пышным декором интерьеров и экстерьеров. В городах, особенно в Петербурге, на фоне невысокой застройки возводятся величественные дворцы и соборы. В пригородах спланированные ранее парки обогащаются перестроенными или новыми дворцовыми сооружениями. Стиль барокко в эти годы достигает своего наивысшего расцвета. Для него характерно общее стремление к нарядности, пластической выразительности, фасады значительно обогащаются всевозможными выступами, элементы ордера – пилястры, полуколонны и колонны, вплотную приставленные к стене, создают богатый рельеф. Широко используется декоративная скульптура, яркая палитра окраски зданий, в интерьере – позолоченная деревянная резьба и живопись. Контрастное выделение декоративных деталей и ордерных элементов на фоне ярко окрашенных стен не только ведут свое происхождение от западноевропейского барокко, но и демонстрируют преемственность древнерусских традиций, в частности, традиций русской архитектуры XVII века. Памятники русского зрелого барокко отличаются от западного структурной ясностью и простотой плановых решений, более яркой колористической палитрой и своеобразным эмоциональным жизнеутверждающим характером архитектуры.

Крупным зодчим середины XVIII века является Франческо-Бартоломео Растрелли. Работая над Большим дворцом в Петергофе, зодчему необходимо было сохранить прежний дворец начала XVIII века как центральную часть новой композиции. Растрелли расширил его пристройками – галереями, ведущими к боковым павильонам – церкви и «корпусу под гербом». Новые фасады архитектор деликатно согласует с обликом старого корпуса: стены решает плоскостно, сдержанно декорирует их скульптурой и орнаментальными композициями. Однако форма покрытий павильонов, золоченый рельефный орнамент на кровлях отличает эти постройки от сооружений начала века. Еще более пышными и нарядными делает Растрелли интерьеры, особенно парадную лестницу и большой танцевальный зал.

Самыми крупными и характерными для зрелого этапа творчества Растрелли являются три ансамбля: Екатерининский дворец в Царском селе (г.Пушкин), Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге.

Основными композиционными звеньями ансамбля в Царском селе являются огромное пространство регулярного парка с центральной осью, на которую поочередно были нанизаны большой квадрат зверинца с павильоном Монбижу в центре, квадрат Нового сада, циркумференции (служебные помещения, окружающие парадный двор), поперечная горизонталь дворца длиною в 325 м, а далее парк с павильоном Эрмитаж на главной аллее. Однообразию горизонталей равнинного регулярного парка Растрелли противопоставляет повышенную пластику и декоративную пышность фасадов Екатерининского дворца (1752-1757), их яркую расцветку (сочетание интенсивно-голубого, белого и позолоты), а также замысловатый маршрут, который сбивал бы прямолинейность основной оси и формировал эффектные виды и ракурсы на дворец. Парадный въезд Растрелли делает с севера, поэтому гости вынуждены проезжать вдоль всего фасада дворца к размещенной в южном корпусе парадной лестнице. А далее посетители следовали к Большому залу в обратном направлении по бесконечной анфиладе парадных комнат. Двери этих комнат, расположенные по одной оси, богато декорированы золоченной резьбой. Большой зал, занимающий всю ширину дворца, буквально тонет в свете, который льется через 44 огромных окна, расположенных в два яруса, а ажурная позолота его декора, наложенная на встроенные в простенки триста зеркал, полностью дематериализуют стену. В противовес этому экстерьер предельно пластичен и весом. Сгущающаяся к центру пластика белых колонн с раскреповками антаблемента над ними, впадины окон, рустовка, мощные полуфигуры атлантов создавали богатую игру светотени, дополнявшуюся обильной декоративной лепкой и большим количеством недошедшей да нас деревянной золоченой скульптуры.

Зимний дворец (1754-1762) Растрелли строил, исходя из его градообразующего положения в центре новой столицы. Дворец представляет собой большое, почти квадратное в плане здание с внутренним замкнутым парадным двором, основные помещения дворца (тронный зал, храм, театр, парадная лестница) разнесены по углам здания – согласно излюбленному Растрелли принципу связывания композиции по диагонали. Эти мощные объемы усиливают активную пластику дворца. Главный южный фасад, обращенный на парадную площадь города, выделен с помощью центрального ризолита. Крупные, торжественные формы фасадов, обращенных к Неве и площади, раскрывают характерные композиционные приемы Растрелли. Группы колонн, приставленные к массивам стен, пилястры, располагающие между ними, подчеркивают вертикалями осей все углы и грани объемов здания. Волнообразная пульсация белоснежных, расположенных в два яруса колонн, подчеркивают барочный характер фасадов.

Ритмически разнообразя фасадные композиции, обогащая их ордерными, слитыми со стеной элементами, карнизами и тягами, наличниками окон, скульптурой, Растрелли особое внимание уделял организации внутренних пространств. Интерьеры этого времени – бесконечные дворцовые анфилады, большие парадные залы. Золоченая резьба, лепной орнамент, обилие зеркал, колебание свечей, в них отражающихся, изделия прикладного искусства (фарфор, стекло, ткани) придавали внутреннему пространству парадность и пышность. В этих интерьерах можно было наблюдать органичный синтез черт зрелого барокко и рококо.

В основу плана Смольного монастыря (1748-1764, завершен в 30-х годах XIX века В.П.Стасовым) был положен традиционный для православия крест. В середине крестообразного замкнутого двора находится собор. По контуру двора располагаются жилые корпуса, увенчанные на углах четырьмя домовыми церквами. Главный въезд должен был оформлен огромной, более 140 м высотой, башней-колокольней (она не была построена). Игра контрастов начинается на уровне вертикальных акцентов: купола домовых церквей отмечают выемки креста, лежащего в плане монастыря, в самом соборе малые купола располагаются на высоких башенках, развернутых по диагонали относительно основного объема собора. Черты барокко на фасадах проявляются в эффекте зрительного колебания плоскости стены, который достигается с помощью мощной пластики сдвоенных колонн и раскреповок антаблемента, пилястр и венчающих глав собора.

Во всех работах Растрелли (а сюда можно добавить и Строгановский дворец в Петербурге, 1752-1754) при всей декоративной пышности отделки и игре светотени на фасадах, красочности сочетания цветов сохраняется удивительная ясность основной композиции, что является одной из важных черт русского барокко.

Контрольные вопросы.

Отметить факторы, повлиявшие на формирование нового стиля в русской архитектуре. Назвать этапы в развитии архитектуры русского барокко, отметив характерные черты каждого периода.

Что характерно для градостроительства и архитектуры первой трети XVIII века?

Какие архитектурные традиции характеризуют своеобразие русской архитектуры первой половины XVIII века.

Охарактеризовать стиль творчества Б.Ф.Растрелли.

Позиционные и метрические задачи