Основы архитектуры

Зимний дворец Архитектура Санкт-Петербурга Проекты загородных домов
Архитектура

Архитектура беседок и садовых очагов

Проекты для строительства загородных домов

Костромские деревянные кружева

Как построить каркасный дом своими руками

Кирпичный камин или печь

СРУБ ДОМА СВОИМИ РУКАМИ

Современные тенденции в ландшафтном дизайне

Основы архитектуры

 

Архитектура русского классицизма

 Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины XVII – первой трети XIX вв. на ведущее место в развитии мирового зодчества и градостроительства. Характерными принципами классицизма являются единообразие и согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма. Особенности классицизма: стоечно-балочная тектоническая структура, четкая планировка, элементы ордерной композиции, масштабность.

 В истории архитектуры русского классицизма выделяют три периода: ранний (вторая половина 1760-х и 1770-е годы), строгий (80-е и 90-е годы XVIII в.), поздний (первая треть XIX века) классицизм. Первый период был переходным от барокко к классицизму, второй характеризуется строгостью форм и простотой композиционных решений, главенствующей ролью ордера, выверенностью пропорций. Третий период связан с размахом градостроительных замыслов, с созданием целостных архитектурных ансамблей, с активной ролью монументальной скульптуры. Кроме Москвы и Петербурга, классицизм получил широкое распространение и в провинции, в архитектуре губернских и уездных городов.

 В период раннего классицизма в Петербурге было выстроено здание Академии художеств (1765-1777, А.Кокоринов, В.Деламот). Оно имело структурно ясный план: квадрат, внутри которого огромный круглый двор. Вдоль главного фасада располагаются основные парадные и музейные залы, в левом, правом и заднем корпусах находятся учебные помещения, выходящие в общий протяженный коридор. Фасады Академии отличаются сдержанностью декоративного убранства, введением колонных портиков. Черты переходного стиля наблюдаются в постройках А.Ринальди: Китайском дворце и в павильоне Катальная горка в Ораниенбауме, Гатчинском и Мраморном дворцах. Лишенный креповок и выступающих частей фасад Мраморного дворца (1768-1785) оформлен коринфскими пилястрами, охватывающими два верхних этажа, роль своеобразного пьедестала для ордерных элементов выполняет стена первого этажа. Декоративные детали облицованного мрамором фасада сведены к минимуму.

 В архитектуре Москвы поворот к классицизму наблюдается в творчестве таких крупнейших мастеров как В.Баженов и М.Казаков, которые стремились сочетать классические принципы античного зодчества с переработкой и развитием русских архитектурных традиций. В.Баженов является автором грандиозных проектов: Каменоостровского дворца Екатерины II в Петербурге, дворцового ансамбля в подмосковном Царицыно, проекта перестройки Московского Кремля. В последнем проекте наряду с реминисценциями барокко явно ощутима сила основного средства выразительности – ордерной системы, которая являлась лейтмотивом и экстерьера, и интерьера. В.Баженов создал один из лучших памятников Москвы – дом Пашкова, который располагается над откосом крутого холма. Центральный корпус здания, объединенный с боковыми флигелями низкими, одноэтажными переходами, подчеркнут не только размерами и силуэтом, но и обработкой. Его коринфский портик, поднятый на уровень второго этажа, противопоставлен ионическим колоннадам боковых флигелей. Дом Пашкова наряду с другими московскими домами нового стиля отличают композиционное единство, тектоническая ясность, свободное положение домов усадебного типа на участке, масштабность, симметрия планов и фасадов, ритмически построенные анфилады помещений с композиционным центром – залом – главной гостиной.

 Для усадеб классицизма характерна осевая композиция: прямая аллея ведет от въездных ворот к обрамленному флигелями парадному двору, в глубине которого находится главный дом, сзади которого располагается парк, спускающийся к воде. На смену геометрически спланированным паркам XVII века, приходят пейзажные парки XVIII века с живописным, более естественным распределением растительности, со строгими по формам павильонами и беседками, обелисками, статуями, вазами.

 Много известных зданий Москвы было построено М.Казаковым: Петровский дворец, усадьба Петровское-Алабино, здание Московского Сената в Кремле, здание Московского университета и многие другие. Для всех построек характерно мастерское применение ордеров, образность и четкость композиции. В Московском университете (1786-1793) Казаков разрабатывает тип учебного здания, на главной оси которого располагается актовый зал. На фасаде он выявлен ионическим портиком. Учебные помещения объединяются коридорами. Одной из крупнейших поздних работ Казакова была Голицынская больница (1796-1801). Ее нарядный фасад раскрыт в сторону улицы, в центре композиции – церковь–ротонда с куполом. Парадный и парковые фасады торжественно оформлены значительно вынесенными вперед строгими дорическими портиками. В здании Благородного Собрания Казаков создал один из лучших интерьеров того времени – двухсветный Колонный зал.

Строгий классицизм дал интересные решения в архитектуре Петербурга и представлен творчеством И.Старова, Д.Кваренги, Ч.Камерона. В торжественных и строгих формах Таврического дворца (1783-1788) Старов запечатлел идею величия России, одержавшей победу над Турцией. Шестиколонный дорический портик ведет в центральный корпус с анфиладой залов, раскрытой в Зимний сад. Центральный зал увенчан куполом, ему противопоставлена Большая галерея с тридцатью шестью колоннами ионического ордера. Архитектура внешних объемов достаточно лаконична, большие плоскости фасадов не имеют членений, окна лишены наличников. Такой же лаконичностью, превосходными пропорциями, удачно найденными деталями отличается здание Академии наук Д.Кваренги. Ось симметрии простого, четкого призматического объема здания на набережной Невы отмечена восьмиколонным ионическим портиком, поддерживающим треугольный фронтон с гладким тимпаном. Выдающимися постройками Кваренги в Петербурге являются Эрмитажный театр (1782-1785) в ансамбле набережной Зимнего дворца, Ассигнационный банк (1783-1790) на Садовой улице, Смольный институт (1806-1808). Смольный институт – пример четкой и лаконичной планировки учебного здания. Главный фасад с величавым восьмиколонным портиком отличается торжественностью и монументальностью.

Наиболее значительными постройками Ч.Камерона были постройки группы сооружений при Екатерининском дворце в Царском селе, в которую входили Агатовы комнаты, Холодные бани, Висячий сад и Камеронова галерея. Архитектурные решения Камерона по сравнению с другими мастерами этого периода отличаются большей декоративностью, утонченностью приемов отделки. Камерон построил в Павловске дворец, спланировал парк и создал в нем ряд павильонов. Дворец был построен по системе палладианской виллы с центральным кубическим объемом, увенчанным куполом, и двумя небольшими флигелями, связанными с центральным корпусом открытыми колоннадами-переходами. Дворец тесно связан с окружающим его пейзажным парком. От парадного двора начинается широкая липовая аллея, противоположный фасад дворца раскрывается над живописным обрывом к берегам речки Славянки.

На последнем этапе классицизма создавались единые архитектурные ансамбли городов с широким введением триумфальных сооружений и монументов, увеличивается значение скульптуры в экстерьере и интерьере зданий, начинают использоваться новые строительные материалы – чугун и кованое железо. Разрабатываются новые типы общественных зданий, значительное внимание уделяется созданию утилитарных сооружений и «образцовых» проектов жилых домов.

Достижения высокого классицизма нашли свое проявление в творчестве таких архитекторов как А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, К.Росси, В.Стасов, О.Бове, Д.Жилярди, А.Григорьев.

Центральное произведение А.Воронихина – Казанский собор (1801-1811) органично вошел в ансамбль Невского проспекта Петербурга. Центр дугообразной колоннады северного (бокового) фасада собора эффектно подчеркнут колонным портиком с треугольным фронтоном и выше – стройным легким куполом, венчающим сооружение. Здание храма выполнено в прекрасных пропорциях. Большая роль в формировании облика храма принадлежит монументально-декоративной скульптуре (Прокофьев, Мартос, Щедрин, Демут-Малиновский, Пименов и др.). К новациям можно отнести применение металлических конструкций в куполе собора. Значительным произведением мастера является здание Горного института (1806-1808) в Петербурге. Грандиозный двенадцатиколонный дорический портик главного фасада, помещенный на фоне рустованной стены, в полной мере воспринимается с Невы. Это масштабное восприятие создает важный градостроительный акцент, формирует образное своеобразие здания института как торжественные ворота при въезде в город с моря.

Самое крупное из сохранившихся сооружений А.Захарова – Адмиралтейство (1806-1823). Захаров реконструировал существующую постройку XVIII века. Согласно функции Адмиралтейство должно было совмещать производственные корпуса, доки для постройки судов и административные учреждения. Захаров создал не только здание, определяющее архитектурную композицию центра северной столицы, но и посредством декоративной скульптуры раскрыл тему значения русского флота. Четкая ритмическая система композиции Адмиралтейства основана на выделении трех частей: центральная решена в виде триумфальной арки, служащей опорой башни со шпилем, две симметрично расположенные боковые, которые в свою очередь состоят из трех колонных портиков. Трехчастный принцип композиции архитектор использовал и на боковых фасадах, обращенных к Зимнему дворцу и к Сенатской площади. Таким образом созданный ансамбль организовал пространство трех площадей: Адмиралтейской, Сенатской и Дворцовой. Важнейшее значение для городской панорамы с Невы имело создание ансамбля Стрелки Васильевского острова с центральным зданием - Биржей (1805-1806, Т.де Томон).

Ведущим мастером архитектурно-градостроительных работ в Петербурге был Карл Росси. По его замыслу было завершено оформление Дворцовой площади (1819-1829). Напротив Зимнего дворца было сооружено дугообразное в плане здание Главного штаба, центр которого Росси прорезал огромной аркой, сделав ее главным мотивом всей композиции. Скульптурная отделка арки отражает тему героической победы русского народа в войне 1812 года. Классицистический фасад Главного штаба является не только оформлением сооружения, но и границей городской площади. Одновременно с работой на Дворцовой площади началось строительство ансамбля Михайловского дворца (1819-1825). Ансамбль складывается из трех основных частей: дворец и фланкирующие его служебные корпуса, парк с его сооружениями и площадь с улицей. Связавшей ее с Невским проспектом. Дворец решен Росси по традиционной схеме усадебного дома. Главное доминирующее здание помещено в глубине парадного двора, за высокой чугунной оградой, более низкие корпуса служб вынесены на улицу. Главное здание, украшенное торжественным коринфским портиком, выглядит парадным и монументальным. Черты триумфальной приподнятости нашли свое выразительное воплощение и в созданном К.Росси ансамбле Александринского театра (1828-1832). Композиционное решение, декоративная отделка, использование металлических ферм позволяют характеризовать Александринский театр как один из лучших в Европе того времени. Использование большого ордера на фасадах (в виде колонн и пилястр), скульптурных форм придают сооружению с четко выверенными пропорциями цельность и монументальность. Последний большой ансамбль Росси – здание Сената и Синода (1829-1834).

Архитектурный стиль этого времени может быть также охарактеризован произведениями В.Стасова, для которых характерны строгие греко-дорические формы. Например, здание казарм Павловского полка на Марсовом поле (1817-1819) и сооружения Конюшенного двора (1817-1823) на набережной Мойки в Петербурге.

Большой вклад в русское градостроительство, архитектуру и монументальное искусство был сделан московскими мастерами, которые восстанавливали Москву после пожара 1812 года. О.Бове принял участие в восстановлении Кремля и в реконструкции Красной площади (на ней были построены Верхние Торговые ряды, а вдоль стен Кремля был создан сад). Им же был организован ансамбль Театральной площади. Доминантой ансамбля было монументальное здание Большого театра с крупным восьмиколонным портиком, в сквере на площади перед театром был установлен фонтан со скульптурой И.Витали. Бове также были построены крупные общественные сооружения и ряд частных особняков. Д.Жилярди реконструировал здание Московского университета (1817-1819), при этом ионический ордер колоннады Казакова был заменен дорическим. Д.Жилярди совместно с А.Григорьевым было выполнено здание Опекунского совета (1823-1826), городская усадьба Усачевых-Найденовых (1829-1831), ряд частных домов. Во всех постройках московских зодчих выявляются общие черты: ясные планы, четкая пространственная композиция с выделением главного объема, которому подчинены боковые флигеля, ордерный портик в центре с фронтоном на фоне гладкой, часто легко рустованной стены, внимание к деталям, применение светлой окраски фасадов в сочетании с белыми рельефами и ордерными элементами. Все это создавало единую по стилю застройку.

Контрольные вопросы.

Назовите характерные принципы классицизма в русской архитектуре.

Назовите и охарактеризуйте этапы развития стиля классицизм в русской архитектуре.

Раскройте понятие архитектурного ансамбля на примере памятников классицизма Москвы, Петербурга и других городов (на выбор).

В чем своеобразие синтеза искусств в русской архитектуре периода классицизма.

Позиционные и метрические задачи