Основы архитектуры

Зимний дворец Архитектура Санкт-Петербурга Проекты загородных домов
Архитектура

Архитектура беседок и садовых очагов

Проекты для строительства загородных домов

Костромские деревянные кружева

Как построить каркасный дом своими руками

Кирпичный камин или печь

СРУБ ДОМА СВОИМИ РУКАМИ

Современные тенденции в ландшафтном дизайне

Основы архитектуры

 

Архитектура Запада ХХ – XXI века

 Наряду с модерном и ретроспективизмом в первые десятилетия ХХ века в Западной Европе появилась архитектура, выступавшая против декоративизма. Ее сторонники называли себя и антидекоративистами, и протофункцианолистами, и рационалистами. Одним из лидеров этого направления был А.Лоос, который строил жилые дома в виде кубов с гладкими стенами и плоскими крышами (дом Штейнера в Вене, 1910). Архитектором, работавшим в области промышленной архитектуры, был П.Беренс. В 1909 году он строит Турбинный цех завода АЭГ в Берлине. Здание построено из металлических рам и стекла, только углы здания закреплены массивной кирпичной кладкой. Стремление создать лаконичную и выразительную архитектуру, основанную на современных технических средствах, привело к активному применению железобетона. В 1903 году в Париже возводится первый железобетонный дом (О.Перре). Еще одним архитектором довоенного периода был ученик Л.Салливена Ф.Л.Райт. Он создал проекты жилых домов («дома прерий»), планы которых отличались свободными асимметричными очертаниями. Для самих зданий характерны гладкие плоскости стен, большие проемы, сильно выступающий свес кровли. Принцип максимальной связи архитектуры с природой стал ведущим в творчестве Райта. Это ярко проявилось в доме Ф.Робби близ Чикаго (1906-1909).

Во втором десятилетии ХХ века в архитектуре резко увеличилось количество разнообразных теоретических программ и утопических предложений. Это связано не только с изменениями взглядов на сущность архитектуры, но и с экономической и политической жизнью западных стран. Сокращение строительной деятельности, связанное с Первой мировой войной, привело к тому, что большинство проектов остались не реализованными на практике и порой отражали теоретические и экспериментальные искания. Архитектура получила ярко выраженный эстетско-формалистический характер, основанный на художественной абстракции. Формообразование взяло верх над конструированием.

После окончания мировой войны необходимо было восстанавливать разрушенные города, решать проблему острой потребности в жилище. В архитектуре утверждается функционализм – рационалистическое направление, утверждающее главенство практических функций, жизненных потребностей в определении планов и форм сооружений. Лозунг Л.Салливена «форму определяет функция» был подхвачен основателями функционализма в Германии – группой Баухауза, во Франции – группой «Эспри нуво», в Нидерландах – группой «Де Стиль». Характерными чертами нового направления являются: свободные асимметричные планы, простые геометрические архитектурные формы, горизонтальные членения, ленточные окна, плоские кровли, отсутствие декора.

Ярким представителем функционализма во Франции был Ле Корбюзье. Широкую известность получили его виллы-особняки, среди них вилла Савой в Пуасси (1928), вилла в Гарше (1927). Эти здания выразили основные принципы творчества архитектора, которые и были положены в основу концепции функционализма: 1) дом на стойках-столбах (чтобы освободить поверхность земли для зелени); 2) свободный план (каркасная система, доходящая до крыши, дает возможность внутренним стенам располагаться в любых местах); 3) свободное оформление фасада (каркас дает возможность распределять окна без прямого отношения к внутреннему членению здания); 4) горизонтальные удлиненные окна; 5) плоская кровля (с использованием ее в качестве открытой террасы).

Принципы функционализма нашли свое отражение и в крупных общественных зданиях, построенных Ле Корбюзье, например общежитие швейцарских студентов в Париже (1930), здание Центросоюза в Москве (1928-1936). Ле Корбюзье уделяет большое внимание градостроительным проблемам. Архитектор предложил проект современного идеального города, разделенного на три зоны: сити – деловая часть города с небоскребами и жилыми кварталами, индустриальная зона и зона городов-садов. Через город должны были проходить магистрали скоростного движения. Вокруг небоскребов – территория садов и парков, спортивных площадок.

Центром архитектурной деятельности в Германии становится Баухауз (Высшая школа строительства и художественного конструирования), теоретической основой которого также был функционализм. Одним из ведущих архитекторов Баухауза был В.Гропиус, по проекту которого в Дессау было построено здание этой школы (1925 – 1926). Сооружение в функциональном отношении было продумано и логично. Архитектуру внешних объемов и интерьеров отличает геометричность форм, контрастные сочетания гладких поверхностей стен с большими плоскостями зеркального стекла. Другим представителем германского функционализма был Л.Мис ван дер Роэ. Одна из известных его построек – павильон Германии на Международной выставке в Барселоне (1929). Свободная планировка, плоская горизонтальная плита кровли, выступающая вперед, перегородки из цветного стекла создают предельно лаконичное здание, воплощающее новые эстетические идеалы.

В годы между Первой и Второй мировыми войнами продолжает работать Ф.-Л.Райт, который развивая свой «стиль прерий» создает очень эффектный Дом-водопад в Пенсильвании (1937). Протесты Райта против многоэтажных зданий не дают результатов. В Америке продолжают воздвигать небоскребы, но их архитектура еще полностью не отказалась от приемов декоративной обработки фасадов. В Западной Европе и Америке появился новый стиль – ар деко. Оно получило свое название от международной Выставки декоративного искусства в Париже в 1925 году. Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством, он сочетает элементы стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, выразительные особенности технического дизайна. Ар деко проявился в оформлении интерьеров фешенебельных отелей, салонов, зданий большого бизнеса - небоскребов: здание фирмы «Крайслер» в Нью-Йорке (1927-1930, арх. У. ванн Аллен), конторское здание «Эмпайр Стейт билдинг» (нач.1930-х, арх. Ф.Лемб, А.Хармон), Рокфеллерский центр (1928-1935) в Нью-Йорке, отель «Карлайл» в Майами-Бич.

Нидерландские архитекторы (группа «Де стиль») создали свой вариант функционализма – неопластизизм. Его эстетическая концепция была связана с геометрическими абстракциями из горизонтальных и вертикальных линий и плоскостей, которые окрашивались в яркие цвета. Цвет использовался для усиления выразительности пространственного построения. Представителями этого направления в архитектуре были Я.Ауд (жилые дома в поселке Хук ванн Холланд, 19924-1927), В.Дудок (здание ратуши в Хильверсуме, 1928; универмаг в Роттердаме, 1929-1930). Ярким примером, где была реализована концепция неопластицизма, является особняк Шредер в Утрехте (1923-1924, Г.Ритвельд). Фасады особняка состоят из ряда геометрических плоскостей, которые, расчленяя пространство, сохраняют целостность объема. Здание имеет свободный план, который трансформируется передвижными перегородками. Выступающими плоскостями, навесами, балконами и террасами автор связывает особняк с окружающим его пространством.

Наряду с функционализмом развивается и экспрессионизм, который ориентируется на активную пластику форм. Особенно ярко он проявился в архитектуре Германии и Австрии. Произведения экспрессионизма отличает скульптурность, динамичность форм, неуравновешенность; пространство становится сложным, бесформенным, с нечеткими границами. Среди наиболее известных архитекторов можно назвать Г.Пельцига, Э.Мендельсона, Г.Шаруна. Острота и неожиданность архитектурных форм отличает эскизы промышленных зданий Э.Мендельсона, в его астрофизической лаборатории близ Потсдама (1921), отсутствуют прямые углы, оно имеет скульптурные обтекаемые формы и необычные окна. Зрительный зал Большого драматического театра в Берлине (1919, Г.Пельциг) имеет полукупольное перекрытие, опирающееся на ряд железобетонных опор, которым был придан вид сталактитов.

 Годы после Второй мировой войны характеризовались восстановительными работами. Новое жилищное строительство активно развернулось в пригородных зонах, стали создаваться города-спутники (в Англии, во Франции и др.). В послевоенные годы линия функционализма была продолжена в архитектуре Америки, особенно при строительстве небоскребов, чей легкий каркас целиком покрывался стеклом (здание Секретариата ООН в Нью-Йорке, У.Гаррисон).

В противоположность функционализму и его идеям типизации зданий, выделилось течение «органического стиля». В Америке его лидером был Ф.-Л. Райт, в Западной Европе – А.Алто. Данное направление ставило целью создание произведений, форма которых бы вырастала из их назначения и конкретных условий окружающей среды, подобно форме организмов, и была бы внутренне гармоничной и целостной. Еще до войны, в 1936-1939 гг., Райт построил крупное административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине. В интерьере огромного рабочего зала архитектор применил оригинальную грибовидную конструкцию шестиметровых опор. Тонкие железобетонные колонны завершаются вверху круглой платформой, напоминая листья кувшинок. Между этими кругами располагается застекленный потолок, через который проникает дневной свет. Пустотелые колонны служат для отвода с крыши дождевой воды. В 50-е годы Райт создает музей Гугенхейма в Нью-Йорке, где он развивает идеи непрерывности пространства и пластичности формирующих его объемов. В здании музея архитектор обращается к кругу, циркульным кривым, спиралям, которые он рассматривает как метафору развития в природе. Внешняя форма здания вызывает ассоциации с огромной улиткой или абстрактной скульптурой.

Финский архитектор А.Аалто, продолжив эти идеи, создает проект общежития студентов Массачусетского университета в Кембридже (1947-1949), для которого характерны волнообразные очертания плана, повторяющие изгибы реки, на берегу которой и построено это здание. Плавными линиями глухих железобетонных стен характеризуется Дом культуры в Хельсинки (1955-1958), в ансамбле городского центра в Сейняйоки (1958-1960) А.Аалто максимально использует рельеф, создавая ряд террас, ведущих к главному входу. Монументальные формы дворца «Финляндия» в Хельсинки (1967-1971) органично связаны с окружающим скалистым пейзажем.

Во второй половине ХХ века в архитектуре стала сильнее ощущаться дифференциация национальных школ. Кроме вышеупомянутых американской и финской школ, особый интерес представляют архитектурные школы Южной Америки: Мексики, Бразилии, Венесуэлы, Аргентины, а также Японии. В архитектуре Бразилии своеобразно переплетаются традиции функционализма и национальные (регионализм). Здесь формируется специфический образный язык архитектуры, соответствующий эмоциональному темпераменту бразильского народа. Архитекторы А.Рейди и О.Нимейер в своем творчестве обращаются к пластичным решениям, криволинейным формам и скульптурности объемов. Учитывая климат (одной из важных проблем в жарком климате Бразилии является защита от прямых солнечных лучей), рельеф, местные материалы (камень, глазурованная плитка и др.), они достигают высокого эстетического уровня в своих работах. Для произведений бразильских архитекторов характерна связь с монументальной живописью и садово-парковым искусством.

Становлению современной самобытной бразильской архитектуры способствовало творчество О.Нимейера. Кафедральный собор в Бразилиа, построенный им и инженером Ж.Кардозу (1960-1970), имеет круглую форму в плане (диаметр 70 м), на которую опираются 21 плавно изогнутый пилон. Между пилонами – светорассеивающее стекло. Высота собора 40 м. Пилоны, поддерживающие купол, напоминают языки пламени гигантского костра. Такие же необычные по форме пилоны Нимейер использует во дворце Рассвета – резиденции президента Бразилии (1960). На площади Трех Властей доминирует здание дворца Национального конгресса (1958-1960). Вертикаль корпуса секретариата (две прямоугольные пластины, соединенные переходами на разных этажах) контрастирует с вытянутым по горизонтали прямоугольным корпусом, из которого выступают два объема, перекрывающие залы: Зал заседания Сената перекрыт куполом, обращенным вверх, Зал Палаты депутатов – куполом, обращенным вершиной вниз. Этот прием напоминает об экспрессионистических тенденциях в архитектуре.

В Японии во второй половине века появляются многофункциональные конторские учреждения, культурные и выставочные центры, где архитекторы широко применяли своды-оболочки, вантовые конструкции, сборный и монолитный железобетон. Одним из ведущих архитекторов стал К.Танге, он сформулировал шесть правил современной архитектуры: 1) простота плана и форм, отражающая оптимальность архитектурного решения; 2) типизация как воплощение в сооружениях типических черт, рожденных традицией; 3) необходимость подчеркнуть мощь современных сооружений (гигантизм железобетонных конструкций, грубая фактура поверхности, гипертрофированный масштаб деталей); 4) запрет орнамента (в традициях японской архитектуры); 5) отказ от маскировки работы материала и конструкций; 6) требование позиции «фурю» - отказ от бессмысленной красивости зданий.

Мемориальный комплекс в Хиросиме (1956) состоит из здания музея, библиотеки и общественного центра. Центром композиции является необычной формы приземистая массивная арка, напоминающая перекрытие древнего японского дома. Среди построек К.Танги можно отметить здание ратуши в Курашике (1960), спортивный комплекс в Токио (1964), в последнем он использовал вантовые конструкции, само здание обладает скульптурной пластичностью. Дворец международных конференций в Киото (1963-1966, С.Отани) представляет сложную композицию из наклонных поверхностей объемов, придающих «слоистость» зданию. Зал фестивалей в Токио (1958-1961, К.Маекава) также демонстрирует сочетание восточной и западной культур: принципы функционализма соединяются с метафорами национальной японской архитектуры.

Для архитектуры Мексики также характерно сочетание современности с художественными традициями. Ярким примером таких поисков стал комплекс университета в Мехико (1940-1950-е, М.Пани, Э. дель Моралес). Постройки отличаются ясной функциональной планировкой, простыми геометрическими формами, современными железобетонными конструкциями, плоскими кровлями. Некоторые сооружения были украшены росписями Д.Риверы и А.Сикейроса. Глухие стены здания книгохранилища библиотеки (Х. Горман) этого университета были покрыты цветной мозаикой на историческую тематику. Национальные традиции также проявились в использовании на фасадах медицинского факультета резных рельефов. Этот прием обращения к разным видам искусств получил применение и в других зданиях Мексики.

В середине и второй половине ХХ века зарубежная архитектура по своим символическим и пластическим композициям стала приближаться к скульптуре. Это направление получило название неоэкспрессионизм и в отличие от экспрессионизма 20-х годов опирается на достижения науки и техники, позволяющие создавать большепролетные конструкции. Необычной выглядит постройка лидера функционализма Ле Корбюзье – капелла Нотр Дам–дю-О в Роншане (1954).Крыша с отогнутыми, словно от порыва ветра, краями, наклонные стены, плавно изогнутые в плане, разбросанные по фасаду разные по форме и размерам окна, производят сильное эмоциональное впечатление. К неоэкспрессионистическим постройкам можно отнести здание музея современного искусства в Каракасе (1955, О.Нимейер), Оперный театр в Сиднее, Австралия (1956-1973, Й.Утцон), аэровокзал в аэропорту Дж.Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962, Э.Сааринен), аэровокзал в Вашингтоне (1958-1963, Э.Сааринен), здание Лаборатории космических лучей университета в Мехико (1954, Ф.Кандела), ресторан в Сочимилко, Мексика (1958, Ф.Кандела), здание филармонии в Берлине (1956-1963,. Г.Шарун) и многие другие. В большинстве построек железобетонные конструкции создавали выразительные пластичные формы, которые воспринимались как смелые и новаторские, хотя были продиктованы символическими художественными образами, а не требованиями функции. Своды-оболочки Оперного театра в Сиднее ассоциировались с образом парусных судов, которые когда-то бороздили воды залива. Здание аэровокзала в Нью-Йорке напоминает огромную птицу с расправленными для полета крыльями, а плавно изогнутая железобетонная плита-кровля Вашингтонского аэровокзала вызывала ассоциации с полетами и взмывающими ввысь самолетами. Экспрессионистический антифункционализм получил широкое распространение во всем мире. В 1990-е годы испанский архитектор С.Калатрава построил концертный зал в Тенерифе на Канарских островах, Испания (1991-1998). Он был решен в форме своеобразного изогнутого треугольника, нависшего над площадью на высоте 56 м. Купол над главным залом вызывает ассоциации с гигантской скульптурой, восходящей к формам природы.

В противоположность динамичности форм архитектуры неоэкспрессионизма, которая в определенной степени оказывалась ближе к художественным принципам барокко и романтизма, в архитектуре второй половины ХХ века последовательно развивался функционализм, который своими композиционными особенностями вызывал ассоциации с классицизмом. Эти две основные линии развития архитектуры обогащаются новыми стилистическими направлениями и многогранно развиваются. К реформированию функционализма стремился брутализм (брутальный – грубый)– направление в архитектуре Западной Европы, США, Японии 40-60-х годов. Брутализм обнажает конструктивную систему постройки, выявляет архитектонику простых и подчеркнуто грубых архитектурных масс. Бруталисты отказывались от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов – стали, железобетона, кирпича. На фасады выводился каркас, а иногда и внутренние коммуникации. Брутализм возник в Великобритании, его основоположниками считаются архитекторы Э. и П.Смитсон. В здании школы в Ханстентоне (1949-1954) эти архитекторы каркас выполнили из сварных стальных рам, а перекрытия – из бетонных плит. Здесь была выявлена конструктивно-техническая основа здания, открытые утилитарные трубопроводы приобрели эстетические характеристики. Также особенностью являются неокрашенные и неоштукатуренные материалы. К памятникам брутализма относятся новое здание Сассекского университета в Брайтоне (1963-1964, Б.Спенс), оно строится из неоштукатуренного кирпича и грубого железобетона. Здание муниципальной библиотеки в Хельсинборге, Швеция (1968, Э. и Г.Андерсон) и библиотека «Гакусеин» в Токио (1966, К.Маекава) также базируются на принципах брутализма.

Рационалистическая линия архитектуры в начале 1960-х годов дополняется таким направлением, как метаболизм (перемена, превращение) – рационалистическое направление второй половины ХХ века, основанного на идее сочетания двух структур: стабильной конструктивной основы, подобной древесному стволу, и системы ячеек, способных перемещаться и заменяться. Метаболизм возник в Японии и быстро стал известен в других странах. Одной из линий его развития было градостроительство. Архитектор К.Танге предложил проект расширения Токио, в котором предлагалась система трех уровней транспортных путей для разных скоростей транспорта. Система состоит из кольцевых элементов, к которым постоянно могут добавляться другие звенья. Городской транспорт будет обслуживать монорельсовая дорога и скоростные автострады. Такая система приспособлена для роста и изменения открытой структуры города.

На ЭКСПО-70 в Осаке главный павильон (К.Танге) представлял собой пространственную структуру. Выразительным акцентом выставочной композиции была Башня (К.Кикутаке) с подвешенными на разных уровнях шарообразных зальных помещений, заключенных в прозрачные стержневые металлические структуры. Высотное здание компании «Сидзуока» в Токио (1966-1967, К.Танге) имеет вертикальный ствол с коммуникациями, от которого отходят объемные блоки с помещениями, консольно закрепленные в шахте. Здание открыто к дальнейшему росту. Капсульный дом «Нагакин» в Токио (1972, К.Курокава) задуман как отель для бизнесменов. Здание состоит из двух железобетонных башен высотой 11 и 13 этажей и 144 стальных капсул, присоединенных к этим башням. В башнях заключено инженерное оборудование, лестничные марши, лифты. Башни соединены мостами – переходами. Крепление позволяет заменять капсулы (их размеры соответствуют привычным для японцев размерами чайной комнаты) без ущерба для других капсул. Идеи метаболизма на рубеже XX – XXI вв. тесно переплелись с направлением хай-тек.

Одним из направлений рационалистической архитектуры 60-х годов является техницизм, он сближается с дизайном в деле эстетизации индустриальных объектов. Высшим проявлением техницизма стал хай-тек (высокая технология). Он стремился к эстетическому освоению различных инновационных научных разработок. Высокие качества современных материалов, которые демонстрируются в произведениях хай-тека, формируют образы новой архитектуры. Ее выразительными элементами становятся различные производственные модули, трубопроводы, контейнеры, металлические лестницы и другие типы инженерных конструкций, внутренние коммуникации, которые окрашивались в яркие цвета. В 60-70-е годы ХХ века эти идеи развивала английская группа «Аркигрэм» и японские метаболисты. Первоначально техницизм и хай-тек реализовывались в промышленных и складских сооружениях, позже архитекторы обращались к общественным зданиям, привнеся в их образ элементы промышленных сооружений. При этом многие детали, выполненные в заводских условиях, стали выносить на фасады, пластически усложняя облик зданий. К концу ХХ века это направление ассоциируется с авангардом, в нем отсутствует ориентация на архитектурные традиции прошлого. Творческие концепции хай-тека принадлежат его лидерам – английским архитекторам Р.Роджерсу и Н.Фостеру. Национальный Центр культуры и искусств им. Ж.Помпиду в Париже был выполнен по проекту архитекторов Р.Роджерса и Р.Пино (1972-1977). Стальные конструкции каркаса были выведены наружу здания и стали напоминать строительные леса. Здесь же были расположены и сети инженерного оборудования: воздуховоды, трубы отопления, водопровода и канализации, которые были окрашены в яркие цвета. На фасаде диагональю является ползущая от входа стеклянная труба с движущимся эскалатором внутри. Металл и стекло – основные строительные материалы этого сооружения. В стиле хай-тек были построены: здание Международного центра конгрессов в Западном Берлине (1973-1979, Р.Шюлер), здание страховой компании «Ллойд» в Лондоне (1979-1986, Р.Роджерс), штаб-квартира банковской корпорации в Гонконге (1981-1986, Н.Фостер), штаб-квартира фирмы «Деу» в Сеуле, Южная Корея (1997-2000, Н.Фостер), китайский банк в Гонконге (1982-1989, Й.Пей) и другие. 172-метровая структура штаб-квартиры фирмы «Дэу» включает в себя офисные и лабораторные помещения над землей, а также подземные: паркинг и технические сооружения. Стальные конструкции особого профиля демонстрируют стильный дизайн. Мотивы мощной пластики нарастают в ряде техницизированных сооружений рубежа XX – XXI вв. Примером может служить Концертный зал в Руане, Франция (2001, Б.Чуми).

Контрольные вопросы.

Назовите характерные особенности архитектуры функционализма 20-30-х годов ХХ века.

Отметьте своеобразие таких стилистических направлений в архитектуре первой половины ХХ века как ар деко, неопластицизм и экспрессионизм.

Назовите характерные черты региональных архитектурных школ Бразилии, Мексики, Японии.

Назовите традиционные и новаторские черты в архитектуре второй половины ХХ века.

Позиционные и метрические задачи