Дизайн в промышленности Гармоническая форма и понятие композиции Пионеры советского дизайна Древнерусское искусство Мозаика и инкрустация Руффиньяк - пещера "тысячи мамонтов"

«Баухауз»— первая школа художественного конструирования

В 1919 году в небольшом германском городе Веймаре был создан «Баухауз» (буквально «Строительный дом»), первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Школа, по мнению её организаторов, должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе художественные, духовные и творческие возможности. Прежние художественные школы не выходили за пределы ремесленного производства. Во главе «Баухауза» стал его организатор, прогрессивный немецкий архитектор Вальтер Гропиус, ученик Петера Беренса. В короткое время «Баухауз» стал подлинным методическим центром в области дизайна. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мис ван дер Роэ, Ганнес Мейер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан. Вильям Шекспир – величайший художник эпохи Возрождения Театр и драматургия до Шекспира

Вальтер Гропиус. Фрагмент интерьера квартиры, 1923           г.

Вальтер Гропиус. Фрагмент интерьера квартиры, 1923 г.

Из журнала:
Kultur im heim, 6/1987.

Начало деятельности «Баухауза» проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путём создания гармонической предметной среды. Архитектура рассматривалась как «прообраз социальной согласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику.

Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (керамика, мебель, текстиль и т. п.). Обучение разделялось на техническую подготовку (Werkleehre) и художественную подготовку (Kunstleehre). Занятия ремеслом в мастерской института считалось необходимым для будущего дизайнера, потому что, только изготовляя образец (или эталон), студент мог ощутить предмет как некоторую целостность и, выполняя эту работу, контролировать себя. Минуя непосредственное общение с предметом, будущий художник-конструктор мог стать жертвой одностороннего ограниченного «машинизма», поскольку современное производство делит процесс создания вещи на разобщенные операции. Но, в отличие от традиционного ремесленного училища, студент «Баухауза» работал не над единичным предметом, а над эталоном для промышленного производства.

Графический дизайн. Одной из старейших и наиболее распространенных областей дизайнерской деятельности является графический дизайн. К графическому дизайну относятся и искусство оформления книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе.
Компьютерный дизайн. Современные компьютерные технологии не только сокращают время работы над проектом, но и значительно расширяют палитру графических и технических возможностей дизайнера. Специальные пакеты художественно-графических и инженерно-конструкторских программ, включая трехмерную графику и мультипликацию, сегодня заменяют целую группу смежных специалистов. Они не только проводят точные расчеты, определяя оптимальную форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трехмерном изображении и в реальном времени моделировать будущий объект в самых различных ситуациях. Создавать виртуальные образы формы проектируемого объекта и проверять ее функционирование, в том числе и в экстремальных условиях.
Компьютерный дизайн стремительно развивается - из прикладного и обслуживающего он все больше превращаете; в самостоятельный вид дизайнерской деятельности. Одной из форм его проявления стал компьютерный телевизионный дизайн с различными заставками передач, рекламными роликами и музыкальными видеоклипами. В последние годы получили развитие компьютерные фильмы, начиная от стилизованных форм детских мультфильмов и кончая реалистическими компьютерными изображениями людей, животных, городских и природных ландшафтов. Получает все большее распространение Web-дизайн.

До первой мировой войны наибольший успех выпал на долю выставки в Кельне (1914). На заседании Веркбунда, приуроченном к этой выставке, с программными тезисами выступил Мутезиус. Центральной идеей, выдвинутой им, была необходимость типизации выпускаемой в Германии продукции. Продукция должна быть упорядочена, должны быть творчески разработаны ее основные типы, каждый из которых должен сохранять своеобразие и привлекательность, а любые отклонения в сторону индивидуальной исключительности не должны были получать поддержки. Только на пути к типизации Мутезиус видел возможность развития подлинного "всесильного и твердого" вкуса нации, достижения стилистической определенности немецкой продукции и ее достойного представления на мировой арене.
Многие из членов Веркбунда критически отнеслись к изложенным идеям. Генри Ван дер Вельде выступил с "Антитезисами". Он увидел в позиции Мутезиуса покушение на свободу творчества и отстаивал индивидуальность художественного выражения.
Мутезиус никогда не бросал архитектуру. Он строил много, в основном по английским прототипам. Тем не менее не мебель и не дома, реально им созданные, а его "идеальный" труд теоретика, публициста, пропагандиста стал его главным вкладом в развитие дизайна и архитектуры ХХ века.
Все развитие Веркбунда неотделимо от творчества Питера Беренса (1868-1940 гг.), крупнейшего немецкого архитектора и дизайнера, одного из основоположников современного дизайна. Родился в Гамбурге, был одним из основателей Мюнхенского Сецессиона. В 1898 г. начинает заниматься проектированием промышленной продукции. В 1899 г. великий герцог Эрнст-Людвиг приглашает Беренса в Дармштадт для участия в работе группы архитекторов и художников, возглавляемой Й. Ольбрихом и вошедшей в историю под названием "Семерка". В 1903 г. Беренс по инициативе Мутезиуса был приглашен на пост директора Художественной школы в Дюссельдорфе и пробыл на этом посту до 1907 г. В 1907 г. он вошел в группу основателей германского Веркбунда.
В течение всех этих лет он продолжал архитектурную практику, возглавляя собственную мастерскую. В ней осваивали профессию архитектора В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье. Беренс одним из первых ощутил новые задачи, вставшие перед проектировщиком в индустриальном обществе.

Практическая работа П. Беренса имела огромное значение для формирования нового вида деятельности — художественного конструирования и нашла много последователей как в самой Германии, так и за рубежом. Недаром многие считают его первым дизайнером в настоящем смысле этого слова.

Вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым социальным идеалам, и внедрении художественного творчества в производство был поставлен в общегосударственном масштабе уже в 1918 году.

В. Татлин (1885–1953) был мастером самого широкого творческого охвата: живописцем, театральным художником, архитектором и изобретателем. Ещё до революции, в середине 1910-х годов, он возглавил новое течение в искусстве, получившее название «конструктивизм». Главная идея этого течения — создание искусства будущего — завтрашнего и даже послезавтрашнего дня.

Александр Родченко. Фрагмент интерьера Клуба рабочих, 1925 г.

Братья Веснины. Дворец труда, 1922 г. Кай Франк (Kaj Franck, 1911-1989 гг.) С конца 40-х - ведущий дизайнер Финляндии в области прикладного искусства.

Владимир Шухов. Радиобашня, 1919 г.

Московское метро с его удобными вагонами, светлыми и красивыми залами станций, в которых не ощущалось никакой «подземности», оказал несомненное воздействие на все другие виды городского транспорта. Сразу стало видно, насколько некрасивыми и неудобными были трамваи и автобусы. Вскоре (вторая половина тридцатых годов) появились первые комфортабельные вагоны трамваев и троллейбусов, где по примеру вагонов метро были внедрены автоматические двери, мягкие сиденья и т. п.

В тридцатые годы — время всемерной поэтизации воздушных кораблей и скоростей — идеи обтекаемости стали проникать в транспортную технику. Это отразилось и в новом облике автомобилей, троллейбусов и даже паровозов (выпущенном в середине 30-х годов мощном локомотиве «ИС», например). Мягкие, плавные формы улучшили аэродинамические качества машин, позволили увеличить скорость.

Параллельно созданию удачных новинок в серийной, массовой промышленности велись и научные изыскания в области художественного конструирования. К ним можно отнести исследование компоновки грузовой машины: расположение органов управления, определение оптимальн


Иконопись