Дизайн в промышленности Гармоническая форма и понятие композиции Пионеры советского дизайна Древнерусское искусство Мозаика и инкрустация Руффиньяк - пещера "тысячи мамонтов"

Материал

Любой предмет выполнен из того или иного материала, различимого в большинстве случаях и известного нам. Только некоторые синтетические продукты и всевозможные заменители могут нас поставить в тупик: по внешнему виду нам не удастся определить, что это за материал и какими свойствами может он обладать. Часто применяются всякого рода покрытия — издавна деревянная резьба, например, покрывалась левкасом, а потом золотилась. Дешевое дерево оклеивалось слоем ценного дерева (фанеровалось) и т. п. Поверхность каждого предмета отличается какими-то своими качествами, она бывает шероховатой или гладкой, полированной или рифленой.

Материал, из которого сделан предмет, может вызывать довольно ощутимые эмоции: несущая след штампа неестественно яркая пластмасса, текстура дерева, зеркальность хромированной поверхности. Может радовать ощущение весомости — бронзового или чугунного подсвечника, прозрачность и хрупкость — стекла. Это особенно чувствуется, когда мы манипулируем предметом или просто его трогаем.

Гармоническая форма и понятие композиции

Итак, мы познакомились с основными признаками, присущими всякому предмету, искусственному или естественному, вне зависимости от его эстетических качеств. Знакомство с этими признаками было необходимо лишь для того, чтобы подойти к основной нашей цели — познанию того, что такое гармоническая форма, каковы её признаки и как она создается.

Найденная художником гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна, её части пропорциональны и ритмичны, вся она соразмерна человеку и предметному окружению, пластична, цвет её радует глаз. Художники избегали прямых и ломаных линий, характерных, например, для египетского искусства; их влекли мягко изгибающиеся, волнообразные очертания.

Гармоничная форма создается по законам красоты. Это общепринятое определение условно: в искусстве не существует законов, подобных законам математики или физики, а речь может идти лишь о некоторых закономерностях.

Процесс создания гармоничного произведения носит название «композиция». Под словом «композиция» в дизайне иногда подразумевается качественная оценка, характеризующая завершенное произведение. Понятие композиции относится в равной степени и к другим видам творчества — живописи и скульптуре, литературе и музыке.

Но каждый жанр имеет свои, присущие ему особенности. Поэтому и композиция в дизайне имеет свою методику и свою терминологию. Она прежде всего опирается на необходимые качества или свойства дизайнерского произведения. Эти качества или свойства основаны на особенностях восприятия и называются категориями композиции. Мы назовем главные из них:

Каждую из категорий мы будем рассматривать как цель, поясняя, при помощи каких средств эта цель достигается.

Изобретение лука и стрел. Гениальным изобретением человечества стали лук, тетива и стрелы, явившиеся, по сути, первыми технически сложными орудиями. Создание лука требовало значительных умственных способностей, острой наблюдательности большого технического опыта. С помощью лука стало возможным передавать и преобразовывать движение: выпущенная стрела, сверлильное приспособление, музыкальный инструмент.
Формы лука, как и других составных орудий, подвергались на протяжении тысячелетий многократным модернизациям, связанным с открытием новых материалов и технологий, получением новых знаний в области эргономики. При этом принципиальная конструктивная схема, функциональная идея их остается по сей день во многих случаях без особых изменений. Человечество на заре технической цивилизации сделало немало великих открытий и изобретений, каждое из которых поднимало его на новую ступень развития, открывало все новые и новые технические возможности. Среди таких ступеней - искусственное добывание огня (ок.40 000 лет до н.э.), изобретение весла и лодки (ок. 10 000 лет до н.э.), давшее человеку первое транспортное средство; сверление, пиление и шлифовка камня (6000 г. до н.э.),. приведшие к настоящей революции в обществе; мотыжное земледелие (ок. 8000 г. до н.э.) Некоторые открытия особенно важны для понимания эволюции окружающего человека предметного мира. Одним из таких является изобретение колеса.

С 1922 г. вокруг писателя Андре Бретона группируется ряд единомышленников: художники Жан Арп, Макс Эрнст, поэт Луи Арагон, Поль Элюар. Они не просто создавали новый стиль в литературе и искусстве, у них были более масштабные замыслы. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту истину, которая должна быть утверждена на Земле. Свои собрания они называли "сны наяву". Собираясь, они играли. Например, их интересовали те случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа буриме. Они по-очереди составляли фразу, ничего не зная о тех частях, которые пишут другие. Однажды играющие получили фразу "Изысканный труп будет пить молодое вино". Этот результат поразил их. Игры в абсурд получили наименование "Изысканный труп". Это были своеобразные тренировки отключения логических связей, когда на поверхность выступает подсознательное. Независимо от группы Бретона работал Андре Массон. В 1924 г. они объединились, в этом же году был опубликован Первый манифест сюрреализма. Сюрреалисты, так же как и дадаисты, за главный инструмент творчества принимают случай. Художник бросает на холст краски, предоставляя красящему веществу и силе броска образовывать иррациональные сочетания. Тристан Тцара вырезал из газет отдельные слова и извлекал из кучи сырого материала отдельные фрагменты по методу лотереи.
К 1930 г. сюрреализм исчерпал свои возможности, но на его горизонте неожиданно появился новый художник - Сальвадор Дали, творчество которого открыло следующий этап "сверхреального" искусства. Дали наиболее полно воплотил бретоновский принцип "психического автоматизма", доведя его до полного абсурда. В нашумевшей книге "Завоевание иррационального" (1935) Дали определил свой метод как "интуитивный метод иррационального познания, основанный на критической и систематической объективизации бредовых ассоциаций"
История сюрреализма - это история скандалов. Еще в 1925 г. сюрреалисты потребовали от французского правительства выпустить на свободу всех душевнобольных "как свободных от ума". Бретон и Арагон, члены французской компартии, призывали к немедленной мировой революции. Дали откровенно славил фашизм, за что был отлучен от подлинного сюрреализма самим Бретоном.
Вопросы:
1. Что объединяло авангардные направления в живописи ХХ века, чем было вызвано их появление?
2. Как отразились творческие поиски художников-модернистов на формировании современной архитектуры и дизайна?

В1962 году вышло постановление правительства

« Обулучшении качества продукции машиностроения итоваров культурно-бытового назначения путём внедрения методов Художественного конструирования». Это постановление сыграло большую роль вразвитии отечественного дизайна

Рассмотрим прежде всего характеристики формы предмета как таковой, исключив всякое практическое и эстетическое его содержание. Самые простые — это известные нам основные геометрические формы: параллелепипед, призма, цилиндр, конус. Возможны и соединения этих геометрических тел, врезка и пересечение их в разных комбинациях.

Каждый предмет характеризуется и своими внутренними соотношениями. Рассматривая его, мы сознательно или подсознательно воспринимаем соотношение этих его величин. В простом геометрическом теле (цилиндре, например) улавливаем соотношение диаметра и высоты. Оценивая фигуру человека, соотносим размер головы с размерами туловища. Мы и говорим: «Это человек с крупной головой», а «этот — высокий», а этот, наоборот, «коротконогий человек».

Завершенность композиции несложного предмета сводится к тому, что весь он решен цельно и воспринимается как естественно созданный. Для примера можно взять форму чайной чашки, в которой можно проследить один какой-нибудь признак, близость к сфере или цилиндру, усеченному конусу или призме.

Пропорциональность и ритм Выразительными или гармоничными пропорциями могут обладать как статуя, архитектурное сооружение, книжная обложка, так и объект дизайна. Пропорции — одно из составляющих выразительности объекта, они как-то обозначают его характер. Поэтому пропорционирование, т. е. приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй, является средством гармонизации.

Пропорционирование фигуры человека методом «золотого сечения».

Зрительной корректировке пропорций лучше всего поддаются экраны, пульты и другие двухмерные элементы, хотя были попытки пропорционировать даже легковой автомобиль.

Понятие масштабности перешло в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оно основано на сопоставлении величины рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине. Оказывается, что произвольно увеличивать или уменьшать изделие, имеющее какой-либо функциональный или художественно-эстетический смысл, нельзя.


Иконопись