Туризм, путешествия: Бронирование отелей

Туризм, путешествия: Бронирование отелей

 

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Сервис для выполнения любых видов студенческих работ

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Биржа студенческих
работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Студенческий файлообменник

Студенческий файлообменник

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач

Закажите реферат

Закажите реферат

Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы на заказ
Дизайн в промышленности Гармоническая форма и понятие композиции Пионеры советского дизайна Древнерусское искусство Мозаика и инкрустация Руффиньяк - пещера "тысячи мамонтов"

Древнерусская иконопись

Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни. В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского периода.

В начале 20 века в письме к крупнейшему исследователю древнерусского искусства Н.П.Кондакову А.П.Чехов выражал надежду, что найдется человек, «который написал бы историю русской иконописи». «Ведь этому труду, - указывал он, - можно было бы посвятить жизнь». 

В это же время возникли первые собрания икон, составленные по признакам, определяющим их своеобразие и значение в истории мирового искусства. Кому же из них принадлежит пальма первенства в этом благородном деле. Это основатель знаменитой галереи П.М.Третьяков и ставший потом ее попечителем И.С.Остроухов.

Вот авторитетное суждение о первом: «Он первый среди собирателей подбирал иконы не по сюжетам, а по их художественному значению и первый открыто признал их подлинным и великим художеством». (И.Э.Грабарь)

А вот не менее примечательные отзывы о втором: Он был не только талантливым художником, но и пылким исследователем начальной поры русского искусства… Ни у кого до И.С.Остроухова не было отчетливого сознания высоких художественных качеств иконы» (П. П. Муратов). Остроухов первый собирал иконы, не как курьезы или образцы- чтобы дать понять о культурном состоянии допетровской Руси, - а как свидетельства высоких художественных достижений, как проявление творческого начала в древнем русском художнике… Один из первых он угадал, что под слоем позднейших записей, пыли и копоти древние доски хранят горячее золото фона, небесный голубизны английских одежд, невыразимо нежную охру ликов, музыкальную опись фигур и ясность, монументальность композиции» (Н. М. Щекотов).

На заре нынешнего века первые расчищенные иконы буквально ошеломили многих ценителей искусства. Прославленный французский живописец Матисс, приехав в Москву в 1911г., был тоже ошеломлен красотой древнерусской живописи. «Это доподлинно народное искусство, - говорил он. – Здесь первоисточник художественных исканий. Всюду та же яркость и проявление большой силы чувств».

И так, мировое значение древнерусской живописи было открыто и признано уже более полувека тому назад. Однако систематическое ее изучение, с выявлением различных направлений и школ началось уже после Октябрьской революции, когда по всей стране были организованы поиски памятники древней иконописи вместе с их раскрытием, т.е. освобождением от позднейших записей.

Тут сыграл решающую роль изданный по инициативе В. И. Ленина декрет Совета Народных Комиссаров от 5 октября 1918г. о регистрации, учете и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений. Тогда художественный фонд нашей страны пополнился сокровищами, обогатившими художественное достояние всего человечества. Но только в наши дни благодаря неустанным поискам советских искусствоведов, поистине грандиозной работе советских реставраторов постепенно открывается возможность воссоздать историю русской иконописи.

История возникновения иконописи.

…Как мы знаем, икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Но нигде иконопись не достигла такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа.

Культ иконы (от греч. eikon — изображение, образ) заро­дился во 2 в. и расцвел в 4 в.; древнейшие сохранившиеся иконы относятся к 6 в. Икону нужно рассматривать не как тождественное Божеству изображение, в отличие от дохри­стианских идолов, но как символ, позволяющий духовное приобщение к «оригиналу» (архетипу), то есть проникнове­ние в мир сверхъестественный через предмет материального мира.

Иконы выполнялись первоначально в технике энкаустики (восковой живописи), затем темперой ив редких случаях мозаикой, а позднее (в основном с 18 в.), масляной живо­писью. Особенно широкое распространение икона получила в Византии; самобытные школы иконописи возникали в коп­тском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Настоящую художественную яркость и своеобразие приобрела древнерусская икона.

На основании археологических раскопок установлено, что работа красками была известна в Древней Руси еще до при­нятия христианства. Об этом свидетельствует находка пестика для растирания красок, обнаруженного в раскопе на месте древнего Саранского городища, там, где позднее был основан город Ростов Великий. Но технология живописи и связующие, на которых затирали тоща краски, пока не известны.

При археологических раскопках древнего Киева в 1938 году было обнаружено жилище-мастерская художника, которое относят к IX—XIII векам, сгоревшее и обрушив­шееся, вероятно, при пожаре и разграблении города. В мастерской найдены 14 небольших горшочков с красками, инструменты для обработки дерева, а также бракованные, обломанные изделия из янтаря и медный сосуд. Все это свидетельствует о том, что здесь жил и работал худож­ник. Он сам вытесывал доски под иконы, готовил краски, состав которых определен анализами (белила свинцовые, охра и другие). В медном сосуде иконописец, вероятно, выдерживал растительное масло, как это делали все сред­невековые художники.

Из рукописных наставлений для художников-иконописцев более позднего времени (XVII—XIX веков) нам известно, что в выдержанном масле, сильно нагретом (250—325°), распу­скали (плавили) янтарь и получали янтарную олифу, создаю­щую твердую, трудноразмягчаемую пленку. Подтверждение древности янтарной олифы дали археологические раскопки. Обломки изделий из янтаря и его кусочки обнаружены в Нов­городе в 1973—1977 годах, когда там была открыта и изучена богатая усадьба, в которой в конце XII века находилась мас­терская художника Олисея Гречина. В мастерской найдены деревянные дощечки с ковчегами, приготовленные для писа­ния икон, фрагменты окладов, в большом количестве керами­ческие чашечки для красок, маленькие стеклянные сосуды, кусочки разноцветных красок, золотая, серебряная и бронзо­вая фольга, смальта, воск.

Икона состоит из четырех-пяти слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защит­ный слой. Икона может иметь оклад из металлов или каких-либо других материалов.

Первый слой — основа; чаще всего это деревянная доска с наклеенной на нее тканью, называемой паволокой. Иногда доска бывает без паволоки. Очень редко основу под произве­дения желтковой темперы изготовляли только из холста. Причина этого явления очевидна. Дерево, а не камень служило у нас основным строительным материалом, так что подавляющее большинство русских церквей (9/10) было деревянными. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок (растертых на яичном желтке) иконы, написанные на доска (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом-«левкасом»), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей. Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - статуя, а в Византии - мозаика.

Второй слой — грунт. Если икона написана в поздней ма­нере, сочетающей темперу с красками на других связующих (преимущественно масляных), и слои грунтовки имеют ок­раску (использованы цветные пигменты, а не традиционные мел или гипс), то его так и называют — «грунт». Но в жел­тковой темпере, преобладавшей в иконописи, грунт всегда белый. Такой вид грунта называется левкасом.

Третий слой — красочный. Красочный слой состоит из различных красок последовательно нанесенных на грунт. Это самая существенная часть произведения живописи, так как именно с помощью красок создается изображение.

Четвертый — защитный (или покровный) слой из олифы или масляного лака. Очень редко в качестве материала для защитного слоя использовали белок куриного яйца (на бело­русских и украинских иконах). В настоящее время - смоляные лаки.

Оклады для икон изготовлялись отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они бывают из металлов, тканей с шитьем и даже резные деревянные, покрытые левкасом и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы (венцы), фон и поля иконы и ре­же — почти всю ее поверхность за исключением изображе­ний голов (ликов), рук и ног.

Вторая смысловая группа символов на Царских вратах, обозначающих спасенное, обоженное человечество, естественным образом связана с рассмотренным нами кругом символов, раскрывающих значение Первого пришествия Господа, которое и совершилось ради спасения человечества. Здесь можно выделить четыре основные темы.
1. Нащельник Царских врат - "Древо Иессеово". Этот образ несет не только пророчество о Рождестве Христовом, но обозначает и ветхозаветных святых праотцев и святых пророков, причастных (родством или пророчеством) к Рождеству Спасителя и получивших через Его воплощение и Крестную Жертву жизнь в Царстве Небесном.
Сюжет "Древо Иессеово" достаточно часто встречается в стенных росписях православных храмов. Причем традиции Восточной Церкви XI-XVII вв. (Византийской, Болгарской, Иерусалимской, Балканских стран, Афона, России) часто включали в эту композицию изображения языческих поэтов и философов с пророческими изречениями на свитках. Этим показывается милосердное попечение Божие о спасении ветхого человечества посредством естественного Откровения язычникам в лице лучших его представителей, которым Бог тоже не "несвидетельствована Себе остави" (Деян. 14: 17).
2. Поля Царских врат, обрамляющие четыре ковчега с размещенными в центре их иконами святых евангелистов в киотцах, также покрыты растительным орнаментом, который, однако, по своему характеру отличается от травного орнамента фона киотцев. Орнамент полей Царских врат часто сближается с орнаментом нащельника, создавая образ стилизованного "древа", или образует плетение вьющейся лозы с цветами. Это сходство не случайно. В Откровении святого апостола Иоанна Богослова говорится о стене Небесного Града: "И бе создание стены его яспис" (Откр. 21: 18) - что, по толкованию свт. Андрея Кесарийского, означает "вечно цветущую жизнь святых". Рассуждая о видении "древа жизни" посреди Небесного Града (см.: Откр. 22: 2), свт. Андрей говорит о том, что древом здесь могут быть названы святые "иносказательно по причастию и подражанию древу жизни - Христу".
Действительно, поля Царских врат, обрамляющие символ Христовой Церкви и исходящей от нее благодатной силы, могут обозначать именно благодатный плод жизни Церкви - святых угодников Божиих, Тело Христово - Древо Жизни.
О том, что образ святости в самом общем смысле обозначается растительным узорочьем, свидетельствует огромное количество памятников церковной культуры.

Темпера (от итальянского «temperare» — смешивать краски) — живопись красками, в которой связующим вещест­вом является чаще всего эмульсия из воды и яичного желтка, реже — из разведенного на воде растительного или животно­го клея с добавлением масла или масляного лака. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, обладают несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохра­няют первоначальную свежесть значительно дольше по сравнению с красками масляной живописи. Техника желтковой темперы пришла в Россию из Визан­тии в конце Х века вместе с искусством иконописи.

«Баухауз» считал, что одного только усвоения мастерства недостаточно для того, чтобы привлечь пластические искусства на службу промышленности. Поэтому, кроме обычных натурных зарисовок, технического рисования, на всех курсах шло беспрерывное экспериментирование, в процессе которого студенты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции (как в музыке изучается контрапункт, гармония, инструментовка). Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания. «Баухауз» стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий.

Работы Малевича и Лисицкого В 1913 г. в Петербурге была впервые поставлена футуристическая пьеса Крученых "Победа над Солнцем" с музыкой Матюшина и сценографией Казимира Малевича. На занавесе, созданном для этой апокалиптической пьесы, Малевич в первый раз использовал мотив черного квадрата, которому суждено было стать главным образом супрематизма

Творчество Татлина, Родченко и Степановой Среди художников русского авангарда Татлин занимает своеобразное место. Если Малевич был великим пророком, Кандинский - проповедником духовного, то Татлин - великим мастеровым.

Развитие архитектуры в первые годы Советской власти Одним из направлений русского авангарда была школа под руководством Николая Ладовского, созданная на базе первого и второго курсов ВХУТЕМАСа. Эта формалистская школа пыталась выработать совершенно новый синтаксис пластической формы, якобы основанной на законах человеческого восприятия.

В 1920 г. Мельников начинает преподавать во ВХУТЕМАСе. С этого времени начинается разлад в патриархальной мастерской Жолтовского.

Акварель - это живопись прозрачными водяными красками на бумаге. «То, что дает тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги». Это высказывание Э. Делакруа важно понять и запомнить всем любителям акварельной живописи. Грязь, помутнение цвета и появление глухих пятен в акварельных этюдах появляются, прежде всего, тогда, когда начинающие пишут также густо, как гуашью и маслом. Прозрачность— вот что надо ценить и беречь в акварели.

Красочный материал акварели. Основное требование, предъявляемое к акварели - это наивысшая прозрачность, поэтому красочный материал должен отвечать связующему веществу акварели, условиям акварельной техники и условиям хранения.


Иконопись