Дизайн в промышленности Гармоническая форма и понятие композиции Пионеры советского дизайна Древнерусское искусство Мозаика и инкрустация Руффиньяк - пещера "тысячи мамонтов"

Руффиньяк - пещера "тысячи мамонтов"

Другой гигантской пещерой с палеолитическими рисунками является Руффиньяк. Она существенно отличается от других подземных святилищ, содержащих древние изображения, ее профиль напоминает развлетвленное дерево. Пещера находится во французском департаменте Дордонь. Отличительной особенностью Руффиньяка является отсутствие сталактитов и сталогмитов, зато из стен подземных залов выступают многочисленные кремниевые жилы.

Коридоры пещеры простилаются более чем на 10 километров. Поскольку естественный пол коридоров покрыт сырой и вязкой глиной, для удобства посетителей в 1959 году здесь был пущен электропоезд. По двум главным ветвям пещеры были проложены узкоколейные рельсы. Это сделало возможным посещение пещеры людьми с ограниченными физическими возможностями. Интересно, что отсутствие физических нагрузок во время экскурсии создает впечатление о Руффиньяке, как о более холодной, чем другие, пещере, однако это ощущение обманчиво.

Пещера Руффиньяк была известна с давнего времени, ее первые описания в 1575 году дал в своей работе «Универсальная космография мира» французский писатель и историк Франсуа де Бельфоре.

В конце XIX столетия был составлен план пещеры, а в 1915 году памятник посещал Анри Брейль. Он видел часть рисунков, но отнес их к средним векам.

В 1948 году в поисках костей пещерного медведя Руффиньяк посещал знаменитый французский археолог Анре Глори.
В середине 20-го века пещера была популярным объектом среди спелеологов. Так, во время визита в подземные галереи, в 1955 году один из спелеологов видел изображение, напоминающее рогатое копытное животное.

В 1956 году участок земли с пещерой был куплен семьей Плассаров. Вскоре залы пещеры обследовали их друзья археологи Ролан Робер и Луис Рене Нужье. 26 июня 1956 года Робер, увидел рисунки двух мамонтов — несомненное свидетельство их палеолитического возраста. С той поры живопись и графика пещеры Руффиньяк стала объектом пристального изучения специалистов и местом постоянного паломничества туристов и любителей старины.

 

Изображения мамонтов, Руффиньяк

Уже через год специалисты обнаружили свыше 250 рисунков. Они включают гравировки, изображения, нанесенные черной краской, а также многочисленные метки, оставленные пальцами. Рисунки встречаются на всем протяжении галерей пещеры, и расположены на трех разных уровнях.

Подлинность рисунков в пещере Руффиньяк ставилась некоторыми специалистами под сомнение. Главным аргументом скептиков служило именно позднее открытие изображений при четырех вековой истории посещения пещеры людьми. Казалось невероятным, что настолько крупные и четкие изображении могли остаться незамеченными. Однако пещера имеет гигантские размеры и гравировки часто невидимы до тех пор, пока освещение не падает сбоку. До сих пор некоторые специалисты терзаются в сомнениях относительно некоторых рисунков, однако никто не может отрицать, что Руффиньяк представляет собой крупнейшую пещеру, содержащую настенную живопись эпохи палеолита. На сегодняшний день здесь обнаружено 224 рисунка животных и 4 фигуры распознанные как человеческие.

Поразительной особенностью этого святилища стало большое колличество изображения мамонтов, сегодня насчитывается 158 их изображений. Это составляет приблизительно 70 % всех рисунков пещеры и одну треть от изображений мамонтов, известных на сегодняшний день.

Всего в пещере Руффиньяк открыто: 158 фигур мамонтов; 28 рисунков бизонов; 15 лошадей; 12 горных козлов; 10 изображений шерстистых носорогов; 4 антропоморфные фигуры и многочисленные геометрические мотивы, в том числе 17 фигур напоминающих тектиформы, 6 змееподобных изображений и рисунки в виде линий, нанесенные пальцем, которые занимают площадь около 500 м2.

В наши дни ученые обнаруживают все новые и новые рисунки. В отличии от других пещер франко-кантабрийского региона, например Ласко или Фон де Гом, живопись пещеры Руффиньяк немногоцветна.Практически все фигуры выполненны в черном цвете или способом гравировки.

Еще одной особенностью пещеры является обилие следов, оставленных пещерным медведем. Готовясь к зимней спячке, медведь выкапывал в земле яму, такие углубления широко представлены и в пещере Руффиньяк. Не все особи переживали зиму, многие из них гибли или были убиты древним охотником. Поэтому здесь обнаружено большое количество костей этого могучего зверя. Другими древнейшими следами в пещере являются миллионы царапин на стенах — это следы заточки медвежьих когтей. В позднем плейстоцене могли сосуществовать, по крайней мере, два вида медведей: бурые благополучно дожили до наших дней, а их родственники — пещерные медведи вымерли. Большой пещерный медведь был не просто велик — он был огромен. Вес его достигал 800–900 кг, диаметр найденных черепов составляет около полуметра. Из схватки с таким зверем в глубинах пещеры человек, вероятнее всего, не мог бы выйти победителем, но некоторые специалисты-зоологи склонны предполагать, что, несмотря на устрашающие размеры, это животное было медлительным, неагрессивным и не представляло реальной опасности. Старейший российский палеозоолог профессор Н.К. Верещагин полагает, что «у охотников каменного века пещерные медведи были своего рода мясным скотом, не требующим забот на выпас и прокорм».

 

Изображения шерстистых носорогов и мамонта, Руффиньяк

Особенности культуры XVII века обращали на себя внимание исследователей и других гуманитарных наук. Работы, посвященные литературе этой эпохи, принадлежат таким выдающимся авторам как Д. С. Лихачев , А. М. Панченко. Исследование древнерусской эстетики, включая интересующий нас период, принадлежит В. В. Бычкову . Фундаментальные черты культуры переходного периода рассмотрены в работах Л. А. Черной , Н. А. Хренова . Данные исследования позволяют взглянуть на культуру XVII века во всей ее целостности, во взаимосвязи искусства с другими областями культуры.
К творчеству Симона Ушакова исследователи обращались, начиная со второй половины XIX века (Г. В. Филимонов ). Назовем некоторые важнейшие, как монографические, так и более общие издания: Т. А. Ананьева "Симон Ушаков" ; И. Э. Грабарь "Симон Ушаков и его школа" ; И. Е. Данилова, Н. Е. Мнева "Живопись XVII века" ; Т. С. Еремина "Царский изограф" ; А. И. Леонов "Симон Ушаков" ; "Словарь русских иконописцев XI-XVII веков" ; Э. С. Смирнова "Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы" ; прот. М. Сырчин "Иконописец Симон Ушаков и русское искусство XVII века" ; Д. К. Тренев "Памятники древнерусского искусства церкви Грузинской Божьей Матери в Москве" и другие. Из изданий, оказавшимися наиболее полезными в нашем исследовании, следует отметить работы Н. Г. Бекеневой , И. Л. Бусевой-Давыдовой . Отдельные стороны творчества Симона Ушакова (гравюра) затрагиваются также в работах Д. А. Ровинского , А. А. Сидорова, , А. Н. Свирина.

На сегодняшний день в Руффиньяк не обнаружено вещественного комплекса, относящегося к палеолиту, поэтому датировка памятника проводится по стилистическим особенностям изображений. О древности рисунков говорят и сами животные, изображенные на стенах и сводах. Многие из них вымерли еще в древнекаменном веке.  Изображения датируют 14000 лет Мадленской культурой.

Ласко - версаль пещерной живописи 12 сентября 1940 года четыре приятеля-подростка: Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка гуляли с собакой в лесу, в окрестностях своей родной деревни Монтиньяк, в долине Дордонь. В конце дня ребята обнаружили, что потеряли животное и отправились его искать. Собака провалилась в дыру, которую образовало поваленное молнией дерево. Мальчики решили сбегать за снаряжением, прежде чем лезть в темноту и неизвестность. На следующее утро они вернулись с веревками и фонарями и спустились в пещеру в поисках пса. Так было открыто одно из самых важных и необычных святилищ доисторического человека.

«Зал быков» переходит в «Осевой проход», более узкую галерею такой же длины, идущую в том же направлении. В этой зоне пещеры изображены быки, окруженные лошадьми, оленями и горными баранами. Здесь можно увидеть фигуру «Перевернутой лошади», она была нарисована по окружности камня таким образом, что художник не мог видеть весь рисунок одновременно, однако когда изображение было развернуто при помощи фотографии, оно оказалось совершенно пропорциональным. Также в этом месте находятся многочисленные геометрические знаки — палочки, прямоугольники и точки.

Ласко стала одной из первых пещер, датировка в которой, определялась с помощью радиоуглеродного анализа. Этим методом исследовался древесный уголь из найденных в пещере светильников. Первый результат говорил о том, что Ласко посещалась в эпоху мадленской культуры 15 500 лет до н.э. В 1998 году была получена датировка 18 600 лет до н.э. Но эти результаты не дали ответа на вопрос, посещали ли люди пещеру с целью создания рисунков или для того, чтобы полюбоваться уже созданными.

Дерево в архитектуре. Породы, свойства, примеры использовании. Технология обработки, причины разрушений. Конструкции русского деревянного зодчества. Дошедшие до нас памятники архитектуры в основном восходят к XVII в. и позднее, только единичные постройки датируются концом XV—XVI в.

Свойства древесины. Дерево как материал характеризуется целым рядом качеств. Во-первых, это свойства, которые условно можно назвать внешними: цвет, блеск и текстура, то есть рисунок, который можно увидеть на разрезах древесины. Во-вторых, у древесины есть внутренние свойства, среди которых можно было бы упомянуть прочность, способность удерживать металлические крепления.


Иконопись