История архитектуры История Санкт-Петербурга

Архитектура Зимнего дворца
Архитектор Ф.Б. Растрелли
Портрет Екатерины II
Бриллиантовая комната
Зимний дворец со стороны Васильевского острова
Императорские регалии
Портрет великого князя Павла Петровича
Вид на Зимний дворец со стороны Невского проспекта.
Второй запасной половиной Зимнего дворца.
Южный фасад Зимнего дворца
Первая Запасная половина Зимнего дворца
Вид на южный фасад Зимнего дворца. Февраль 1913 г.
План второго этажа Зимнего дворца времен Екатерины II.
Новые интерьерные решения связаны с архитектором В.А. Шрайбером.
Половины детей и внуков императрицы Екатерины II в Зимнем дворце
Портрет великого князя Александра Павловича в юности. 1790‑е гг.
Императорская половина при Александре I
Анфилады Темного коридора. 1801–1825 гг.
Архитектор А. Брюллов
Гостиная великой княгини Марии Александровны
Овальный зал, построенный по проекту архитектора А. Ринальди.
Портрет великого князя Николая Павловича. 1820‑е гг.
Угловая гостиная императора Николая I. Середина XIX в
Кабинет Николая I на первом этаже северо‑западного ризалита
Кабинет императрицы Александры Федоровны
Малый зимний сад императрицы Александры Федоровны
Четвертая запасная половина
Формирование мемориальных зон Зимнего дворца
Личные увлечения императоров
История Санкт-Петербурга
Сенная площадь
Обуховская площадь
Собор Владимирской иконы Божией Матери
Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Церковь иконы Смоленской Божьей Матери
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря
Церковь Богоявления Господня
Собор Воскресения Христова (Смольный собор)
Легенды петербургских садов и парков
Страсть Петра I к древесным посадкам общеизвестна
Летний сад
Летний дворец Петра I. Интерьер спальни. Фото 2000‑х годов
Марсово поле
Сады и скверы от Адмиралтейства и Сенатской площади
Петровский сквер на Сенатской площади
Собственного садика Зимнего дворца
Садовая улица и «Катькин сад»
Сквер на площади Восстания

 

 

 

 

Сенная площадь

Для соблюдения порядка торговли обширную территорию Большой площади разделили на участки, называвшиеся по продаваемому товару: Конная площадка, Сенная площадка, Дровяная площадка. Постепенно название Сенной площадки, расположенной ближе к мосту через Фонтанку, то есть ко въезду на площадь по загородной дороге, распространилось на всю площадь, став с середины 1760‑х годов её официальным названием. Многие крестьяне, спешившие в Петербург торговать своим товаром, останавливались на Сенной площади, чтобы продать сено, солому, мясо, рыбу, кур, гусей, овощи, молочные продукты. Весной и в начале лета на Сенном рынке можно было также купить деревья и цветы. В это время правая сторона площади превращалась в импровизированный сад, который, как правило, исчезал в конце мая, к Троицыну дню.

В 1740‑х годах началось строительство деревянной церкви Сретения Господня, правда, вскоре её разобрали. На её месте в 1753–1765 годах вырос каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный на средства известного купца‑миллионщика Саввы Яковлева, которому принадлежала южная половина Сенной площади и весь квартал от Садовой до Фонтанки между Гороховой улицей и Обуховским проспектом.

Барочный храм Успения Пресвятой Богородицы был настолько красив и совершенен, что искусствоведы долгое время считали, что автором его проекта был архитектор Франческо‑Бартоломео Растрелли. Но об этом спорят и сегодня!

А.П. Брюллов. Вид Сенной площади. 1822 г.

Пятиглавый, лёгкий и воздушный храм стал архитектурной доминантой площади. Способный вместить до 5 тысяч верующих, он был одним из самых больших храмов Северной столицы. В народе его чаще называли Спас‑на‑Сенной. В XIX веке храм неоднократно перестраивался и расширялся, в результате чего архитектура храма несколько утяжелилась. Западный портал храма прекрасно гармонировал с портиком здания Гауптвахты Сенного рынка, возведённого в 1818–1820 годах архитектором Викентием Беретти для полицейского надзора на рынке. Портики Гауптвахты и храма служили своеобразными пропилеями при въезде в центр города по Садовой улице. Одноэтажное здание Гауптвахты с четырёхколонным портиком является сегодня практически единственной из сохранившихся на площади построек XIX века – остальные были разрушены во время Великой Отечественной войны.

Торговые павильоны на Сенной площади. 1900‑е гг.

Во второй половине XIX века Сенная площадь превратилась в одну из самых многолюдных площадей Петербурга, и поэтому благоустройство площади и находящегося на ней рынка стало чрезвычайно актуальной задачей. Для этого в 1883–1886 годах по проекту архитектора Иеронима Китнера построили четыре здания продовольственного Сенного рынка. Но, несмотря на все попытки городских властей благоустроить и облагородить Сенную площадь, грязная и многолюдная, она оставалась самым злачным местом Петербурга. Здесь было сосредоточено множество питейных заведений, ночлежек и притонов.

Площадь Мира. 1950‑е гг. Обратите внимание на заметные разрушения храма

В начале 1930‑х годов начались работы по реконструкции Сенной площади. Старинные постройки продовольственного рынка разобрали, а сам рынок, который в духе времени стали называть Октябрьским колхозным рынком, перенесли на новое место, к началу Московского проспекта.

В декабре 1952 года, когда многие улицы, переулки и площади взамен своих исторических названий получили имена, никак не связанные с историей города, Сенную площадь переименовали в площадь Мира.

В начале 1960‑х годов решили взорвать храм Спаса‑на‑Сенной. По мнению тогдашних градоначальников, он не представлял никакой архитектурной и культурной ценности.

В непосредственной близости от места снесённого храма к середине 1963 года по проекту архитекторов Арона Гецкина и Валентины Шуваловой построили наземный павильон станции метро, названной по имени площади – «Площадь Мира». Станцию открыли 1 июля 1963 года. В 1991 году площади вернули её историческое имя, а в следующем сменили название и станции метро.

В конце декабря 1991 года рядом с началом Московского проспекта на площади открыли вход в подземный вестибюль станции метро «Садовая», соединённый с переходом на станцию «Сенная площадь». Так началось создание сложного пересадочного узла, связавшего впоследствии три линии метрополитена. Вестибюль «Садовой» и подземный переход выполнены по проекту коллектива архитекторов под руководством Валерия Хильченко.

10 июня 1999 года вечером обрушился пятиметровый бетонный козырёк станционного павильона площадью около 50 квадратных метров, в результате чего погибли несколько человек. Для того чтобы трагедия больше не повторилась, укрепили козырьки всех станций метро, а кое‑где их демонтировали.

Накануне празднования трёхсотлетия основания Санкт‑Петербурга провели реконструкцию Сенной площади. Тогда вместо разнообразных ларьков, хаотично расположенных по всей площади, построили торговые павильоны со стилизованными под телеги скамьями между ними.

Сенная площадь

В дни празднования трёхсотлетия города на площади установили скульптуру «Башня Мира». Её авторы – скульптор Клара Хальтер и архитектор Жан‑Мишель Вильмотт. Стела – подарок Петербургу от Франции. Башня состояла из двух прозрачных стеклянных полусфер 18‑метровой высоты, на которых выгравировано слово «мир» на 50 языках. Стеклянное, светящееся в вечернее и ночное время сооружение, простояло, мешая движению транспорта, чуть более семи лет. Из‑за вибрационных воздействий метрополитена и наземного транспорта монумент начал разрушаться, а жарким летом 2010 года одна из полусфер не выдержала суточного перепада температуры и треснула. Восстановление французского подарка признали ненужным, и его разобрали.

Строившееся более 10 лет кирпичное здание за наземным павильоном станции метро «Сенная площадь», в котором предполагалось разместить городской аэровокзал, после его достройки передали торгово‑развлекательному комплексу «ПИК», стеклянно‑бетонный фасад которого резко контрастирует с классицистическими фасадами зданий, обрамляющих Сенную площадь.

Реконструкция площади не завершена: рассматриваются несколько её вариантов, и через несколько лет наш нынешний юный читатель увидит, возможно, обновлённую Сенную площадь без ларьков и развлекательных центров – одну из самых красивых городских площадей!

Архитектура Зимнего дворца Санкт-Петербурга