История архитектуры История Санкт-Петербурга

Архитектура Зимнего дворца
Архитектор Ф.Б. Растрелли
Портрет Екатерины II
Бриллиантовая комната
Зимний дворец со стороны Васильевского острова
Императорские регалии
Портрет великого князя Павла Петровича
Вид на Зимний дворец со стороны Невского проспекта.
Второй запасной половиной Зимнего дворца.
Южный фасад Зимнего дворца
Первая Запасная половина Зимнего дворца
Вид на южный фасад Зимнего дворца. Февраль 1913 г.
План второго этажа Зимнего дворца времен Екатерины II.
Новые интерьерные решения связаны с архитектором В.А. Шрайбером.
Половины детей и внуков императрицы Екатерины II в Зимнем дворце
Портрет великого князя Александра Павловича в юности. 1790‑е гг.
Императорская половина при Александре I
Анфилады Темного коридора. 1801–1825 гг.
Архитектор А. Брюллов
Гостиная великой княгини Марии Александровны
Овальный зал, построенный по проекту архитектора А. Ринальди.
Портрет великого князя Николая Павловича. 1820‑е гг.
Угловая гостиная императора Николая I. Середина XIX в
Кабинет Николая I на первом этаже северо‑западного ризалита
Кабинет императрицы Александры Федоровны
Малый зимний сад императрицы Александры Федоровны
Четвертая запасная половина
Формирование мемориальных зон Зимнего дворца
Личные увлечения императоров
История Санкт-Петербурга
Сенная площадь
Обуховская площадь
Собор Владимирской иконы Божией Матери
Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Церковь иконы Смоленской Божьей Матери
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря
Церковь Богоявления Господня
Собор Воскресения Христова (Смольный собор)
Легенды петербургских садов и парков
Страсть Петра I к древесным посадкам общеизвестна
Летний сад
Летний дворец Петра I. Интерьер спальни. Фото 2000‑х годов
Марсово поле
Сады и скверы от Адмиралтейства и Сенатской площади
Петровский сквер на Сенатской площади
Собственного садика Зимнего дворца
Садовая улица и «Катькин сад»
Сквер на площади Восстания

 

 

 

 

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Пески Петербурга. Здесь солнце становится пылью и время застывает. А рядом несет свои прохладные воды Нева, гуляют в Таврическом саду бабушки с внуками, спешат к метро «Чернышевская» толпы людей – бурлит жизнь. Каждый торопится по своим делам. И лишь случайно, заворачивая со Шпалерной на проспект Чернышевского, скользнет кто‑то взглядом по чугунной табличке на грязно‑розовой от пыли стене, прочитает и удивится: «…памятник архитектуры… охраняется государством… здесь был храм…». А ведь храм снова открыт.

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Действительно, храм не сразу заметен среди зданий, плотно стоящих вдоль Шпалерной улицы. И только увидев золоченый крест на невысоком куполе, можно догадаться, что это церковь, а не особняк знатного вельможи XIX столетия, выстроенный в духе классицизма.

Когда‑то улица называлась просто Береговой линией и тянулась вдоль левого берега Невы; а когда был построен Смольный Воскресенский собор, ее стали называть Воскресенской – улица вела прямо к церкви. И уже позднее, когда в этих местах были основаны Литейный и Смольный дворы, а между ними Шпалерный, улица, соединяющая дворы, получила современное название – Шпалерная.

Проект церкви создан архитектором Луиджи Руска. Он приехал из Италии и поступил на службу в качестве мастера каменных дел при императорском дворе. Прожив в России почти 30 лет, он так и не мог забыть родину. После недолгой поездки в Италию архитектор окончательно решил вернуться домой. Император Александр не сразу принял отставку зодчего – но наконец в 1818 году, когда была освящена церковь на Шпалерной улице, император отпустил архитектора. Луиджи Руска с женой и сыном навсегда покинул Россию, не успев закончить отделку внутренних интерьеров церкви. По его проекту это сделал Л. Шарлемань

Известно, что при возведении храма итальянский зодчий использовал фундамент и часть стен стоявшего здесь в XVIII веке дворца младшей сестры Петра Великого, Натальи Алексеевны. В 1711 году царский двор по приказу Петра переехал из Москвы в новую столицу. Здесь, на Береговой линии, выросли дворцы родственников царя. Петр Великий часто бывал у своей любимой сестры. Для него, согласно преданию, царевна велела устроить специальный кабинет, где Петр Алексеевич мог спокойно заниматься важными государственными делами; во дворце появился и первый петербургский театр, бесплатный, для всех желающих. Наталья Алексеевна, как и ее брат, тоже любила европейские новшества. Правда, петербуржцы не сразу оценили новую забаву, так что поначалу приходилось приводить вельмож на представления под конвоем солдат.

Здесь же, во дворце, была устроена дворцовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Великая княгиня Наталья почитала эту икону больше других и, уезжая из Москвы, привезла список иконы из храма Преображения на Ордынке. Освятили церковь в 1711 году в память случившегося в этот год радостного события – избавления царя Петра от турецкого плена во время Прутского похода.

Дворцовая церковь сразу стала популярна у петербуржцев, простых и именитых. Каждый хотел получить исцеление у знаменитой иконы. Подолгу молились здесь граф Шереметев, графиня Головкина. Екатерина II приходила пешком из Зимнего дворца просить помощи в болезнях у чудотворного образа, приезжала помолиться и Мария Федоровна, вдова Павла I. Двор не жалел денег на украшение иконы, «одев» ее в золото и драгоценные камни. Чем же прославилась икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», что даже царственные особы склоняли перед ней головы?

Первый раз икона явила чудо исцеления в 1688 году Родная сестра Московского патриарха Евфимия страдала от тяжкой болезни: в боку ее были такие глубокие раны, что видно было внутренности. Молилась она день и ночь, лечилась у всех врачей и знахарей, но ничего не помогало. Евфимия уже готовилась к смерти, как вдруг однажды, молясь в церкви, услышала голос Богоматери. Богородица указала на Преображенский храм на Ордынке, велела идти туда и молится перед иконой «Всех Скорбящих Радость», наказала призвать священника церкви, чтобы он отслужил молебен с этим образом, и так получить исцеление. Все выполнила несчастная страдалица – и исцелилась. Потом от этой иконы получали исцеление и помощь многие больные: слепые прозревали, немые обретали дар речи, глухие вновь могли слышать… На иконе Богородица изображена в полный рост, над нею парят ангелы и в ослепительном сиянье – Спаситель. Вокруг Богоматери – несчастные и больные в надежде простирают к ней руки, а она, скорбя о страдальцах, благословляет и исцеляет их.

Евфимия увидела Богородицу 6 ноября; с тех пор в этот день отмечается праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Старинная икона, привезенная Натальей Алексеевной, являлась главной святыней храма долгие годы; а после революции прихожане успели перенести ее в Спасо‑Преображенский собор, где она и находится до сих пор. А храм, как и многие другие, в советские годы был закрыт и разграблен. Здесь располагались и мастерские, и склады. Долгое время в нем заседало общество охраны памятников истории и культуры. Петербуржцы грустно шутили, называя его «Обществом всех скорбящих о разрушающихся памятниках»

После возвращения храма верующим постепенно восстанавливается интерьер, созданный по проекту Луиджи Руска. Попадая в храм, посетитель оказывается внутри огромного помещения – так велик купол, смыкающийся высоко под сводами. Многое здесь удивляет: здание кубической формы, храмовый зал в виде классической ротонды, похожий на круглую арену римского амфитеатра. Двадцать четыре беломраморных колонны, поддерживающие купол, расположены по кругу, а сам купол состоит из рядов кессонов которые, постепенно уменьшаясь в объеме, замыкают пространство. Недалеко от алтаря – светильник с благодатным огнем, привезенным из Иерусалима. Этот чудесный огонь загорается в Иерусалиме, у гроба Господня, в День Светлого Воскресения Христова сам по себе и в первые секунды не обжигает. Его священное сияние завораживает и очищает.

На фоне античного величия храма поражает его домашний, почти деревенский, внутренний вид: занавески между колоннами, старинные иконы, принесенные верующими, рушники, безыскусная простота и благообразность. Это вполне объяснимо: церковь своим восстановлением во многом обязана прихожанам.

Святые мученицы Екатерина и Кира Петроградские, которых здесь особенно чтят, связаны своей жизнью и деятельностью с храмом. 17 декабря 1937 года по приговору УНКВД после допросов и пыток Екатерина Андреевна Арская, отец которой был ктитором этой церкви, и княжна Кира Ивановна Оболенская были расстреляны за контрреволюционную деятельность. Каждый год в этот день в церкви служится молебен перед иконой Екатерины Петроградской. Особо чтят в храме и память священномученика Григория Сербаринова. Десять лет он был настоятелем храма. После долгих лет ссылки и лагерей отцу Григорию был вынесен смертный приговор – однако ему обещали сохранить жизнь, если он откажется от веры и сана. Священник не отрекся, и 8 января 1938 года его расстреляли. Сейчас в храме ежегодно служатся молебны и литургии в его память, а в культурно‑просветительском центре «Лествица», который располагается в доме причта при храме, где когда‑то жила семья Григория Сербаринова, создан первый в России музей новомучеников.

Настоятель храма Вячеслав Харинов уделяет много времени работе центра. Под его руководством здесь проводятся лекции, музыкальные концерты, открыта воскресная школа и библиотека. Кроме того, сын фронтовика, отец Вячеслав Харинов вместе с поисковыми отрядами участвует в розыске останков погибших под Ленинградом в годы Отечественной войны.

Постепенно возрождается один из старейших петербургских храмов. Храм удивительной судьбы, «памятник архитектуры, охраняемый государством», вновь открыт для каждого, кому дорога память о незабываемых событиях истории России.

Архитектура Зимнего дворца Санкт-Петербурга