История архитектуры История Санкт-Петербурга

Зимний дворец Городская архитектура Санкт-Петербурга
Архитектура Зимнего дворца
Архитектор Ф.Б. Растрелли
Портрет Екатерины II
Бриллиантовая комната
Зимний дворец со стороны Васильевского острова
Императорские регалии
Портрет великого князя Павла Петровича
Вид на Зимний дворец со стороны Невского проспекта.
Второй запасной половиной Зимнего дворца.
Южный фасад Зимнего дворца
Первая Запасная половина Зимнего дворца
Вид на южный фасад Зимнего дворца. Февраль 1913 г.
План второго этажа Зимнего дворца времен Екатерины II.
Новые интерьерные решения связаны с архитектором В.А. Шрайбером.
Половины детей и внуков императрицы Екатерины II в Зимнем дворце
Портрет великого князя Александра Павловича в юности. 1790‑е гг.
Императорская половина при Александре I
Анфилады Темного коридора. 1801–1825 гг.
Архитектор А. Брюллов
Гостиная великой княгини Марии Александровны
Овальный зал, построенный по проекту архитектора А. Ринальди.
Портрет великого князя Николая Павловича. 1820‑е гг.
Угловая гостиная императора Николая I. Середина XIX в
Кабинет Николая I на первом этаже северо‑западного ризалита
Кабинет императрицы Александры Федоровны
Малый зимний сад императрицы Александры Федоровны
Четвертая запасная половина
Формирование мемориальных зон Зимнего дворца
Личные увлечения императоров
История Санкт-Петербурга
Сенная площадь
Обуховская площадь
Собор Владимирской иконы Божией Матери
Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Церковь иконы Смоленской Божьей Матери
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря
Церковь Богоявления Господня
Собор Воскресения Христова (Смольный собор)
Легенды петербургских садов и парков
Страсть Петра I к древесным посадкам общеизвестна
Летний сад
Летний дворец Петра I. Интерьер спальни. Фото 2000‑х годов
Марсово поле
Сады и скверы от Адмиралтейства и Сенатской площади
Петровский сквер на Сенатской площади
Собственного садика Зимнего дворца
Садовая улица и «Катькин сад»
Сквер на площади Восстания

 

 

 

 

Белоснежная церковь, словно младшая сестра Покрова‑на‑Нерли, перенеслась с древней Владимиро‑Суздальской земли на берег Невы, сюда, на Охту, где высятся современные кварталы Петербурга, а когда‑то стояла шведская крепость Ниеншанц и возвышалась лютеранская церковь Святой Марии.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте

Петр приказал снести крепость, а на месте шведской церкви построили православную церковь Святой Марии Магдалины. Судьба храма была печальна. Его несколько раз перестраивали: и при Екатерине Великой, и при Николае I, и при Александре II. В 30‑е годы XX столетия церковь закрыли, а позднее здание снесли.

В годы блокады на этом месте было Малоохтинское кладбище, одно из многих в Ленинграде, где хоронили умерших от голода и бомбежек, место массовых захоронений. Узнать имена тех, кто лежит в этой земле, уже невозможно, но в память о жертвах блокады было решено построить на месте кладбища мемориальную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успение Богоматери – праздник не столько скорбный, сколько радостный. Успение означает – «засыпание». Воскрешение Богоматери – это светлое событие, которое напоминает о воскресении после смерти всех живущих. 28 (15 августа) в храме ежегодно отмечается престольный праздник Успения Богородицы.

И не случайно храм памяти ленинградской блокады – храм скорби и славы, героизма и печали – освящен во имя Успения Божьей Матери. Это храм‑памятник. По русской традиции всегда ставили храмы в память погибших. Люди молились о тех, кто отдал за Родину свою жизнь, поминали, не сдерживая слез и печали. Строили такие храмы почти всегда на народные деньги.

Новый храм также полностью возведен на народные пожертвования: в стены церкви заложены тысячи кирпичей с именами людей, которые внесли средства на их приобретение. Храм начали строить в 1996 году по проекту петербургских архитекторов А. Романовского и Ю. Груздева. А в день 60‑летия начала блокады, 8 сентября 2001 года, Митрополит Петербургский и Ладожский Владимир торжественно освятил Успенскую церковь. И каждый год сотни жителей города приходят почтить память погибших ленинградцев. А саму церковь Успения Богородицы петербуржцы называют «Блокадным храмом». Молятся люди и обо всех воинах, погибших на Кавказе. В память о них рядом с Успенским храмом поставлен большой камень и ангел с крестом.

С историей храма связано еще одно событие, потрясшее петербуржцев. Во время его строительства, 11 августа 2004 года, в Петербурге была сильная буря. Настоятель храма, отец Виктор Ерошенко, находился на строительных лесах: он поднялся, чтобы осмотреть икону Богородицы на фасаде церкви. От сильного порыва ветра плохо укрепленные деревянные леса рухнули. Священнослужитель погиб. На территории возле церкви есть небольшая аккуратная могила отца Виктора: крест темного гранита, с черно‑белой фотографии смотрят, застенчиво улыбаясь, умные и добрые глаза молодого мужчины, две даты, 1962–2004, и всегда – живые цветы. Поминальные молитвы о первом настоятеле служатся в храме постоянно.

И стоит посреди зеленой поляны храм, радует глаз: сияет золотом новый купол, сверкает смальта мозаичной иконы Богоматери на белоснежной стене. Построена церковь в древнерусских традициях: она имеет форму четырехстолпного крестово‑купольного храма с хорами. Стены оштукатурены. Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется высокой и объемной: она, словно былинный богатырь, прочно стоит на земле. А ее стройность и скромная изысканность делают храм легким и воздушным: вот‑вот поднимется белокрылая птица в поднебесье, вознесется, как когда‑то вознеслась к своему Сыну Богоматерь.

Внутри храм такой же светлый и чистый. Многоярусный дубовый иконостас блестит золотом. Легкость и воздушность белых стен гармонирует с синей торжественностью кафеля на полу. Привлекает внимание главная святыня храма – большая икона Успения Пресвятой Богородицы в красивом дубовом киоте. По обе стороны иконостаса расположены иконы святых: Пантелеймона, Сергия Радонежского, Марии Магдалены, Иоанна Крестителя, священномученицы Елизаветы и Георгия Победоносца с частицами мощей. Возносятся ввысь, под своды купола, звуки хора. Для него на втором этаже, куда ведет изящная винтовая лестница, специально выполнен красивый балкон с оригинальным рисунком перил, поддерживаемый двумя колоннами. Прекрасная акустика церкви позволяет сделать пение по‑настоящему неповторимым.

Еще не достроена колокольня, не возведен до конца весь проект храмового комплекса, даже при одном взгляде на который восторгаешься: какая же красота здесь будет через несколько лет… Много еще придется потрудиться настоятелю храма, строителям и прихожанам. Но уже сейчас Блокадный храм стал самым популярным среди всех построенных в конце XX века. Храм живет полноценной религиозной жизнью: в нем служатся панихиды, литургии, проходят таинства венчания, исповеди, совершаются крестные ходы, проходят поминальные службы, отмечаются православные праздники, в особенности престольный праздник – 28 (15) августа, Успение Пресвятой Богородицы, а также молебны с водосвятием перед иконами со священными мощами.

Сколько бы ни прошло лет, сколько бы ни сменилось поколений петербуржцев, не утихнет боль о тех героических и страшных годах.

Архитектура Зимнего дворца Санкт-Петербурга