История архитектуры История Санкт-Петербурга

Архитектура Зимнего дворца
Архитектор Ф.Б. Растрелли
Портрет Екатерины II
Бриллиантовая комната
Зимний дворец со стороны Васильевского острова
Императорские регалии
Портрет великого князя Павла Петровича
Вид на Зимний дворец со стороны Невского проспекта.
Второй запасной половиной Зимнего дворца.
Южный фасад Зимнего дворца
Первая Запасная половина Зимнего дворца
Вид на южный фасад Зимнего дворца. Февраль 1913 г.
План второго этажа Зимнего дворца времен Екатерины II.
Новые интерьерные решения связаны с архитектором В.А. Шрайбером.
Половины детей и внуков императрицы Екатерины II в Зимнем дворце
Портрет великого князя Александра Павловича в юности. 1790‑е гг.
Императорская половина при Александре I
Анфилады Темного коридора. 1801–1825 гг.
Архитектор А. Брюллов
Гостиная великой княгини Марии Александровны
Овальный зал, построенный по проекту архитектора А. Ринальди.
Портрет великого князя Николая Павловича. 1820‑е гг.
Угловая гостиная императора Николая I. Середина XIX в
Кабинет Николая I на первом этаже северо‑западного ризалита
Кабинет императрицы Александры Федоровны
Малый зимний сад императрицы Александры Федоровны
Четвертая запасная половина
Формирование мемориальных зон Зимнего дворца
Личные увлечения императоров
История Санкт-Петербурга
Сенная площадь
Обуховская площадь
Собор Владимирской иконы Божией Матери
Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Церковь иконы Смоленской Божьей Матери
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря
Церковь Богоявления Господня
Собор Воскресения Христова (Смольный собор)
Легенды петербургских садов и парков
Страсть Петра I к древесным посадкам общеизвестна
Летний сад
Летний дворец Петра I. Интерьер спальни. Фото 2000‑х годов
Марсово поле
Сады и скверы от Адмиралтейства и Сенатской площади
Петровский сквер на Сенатской площади
Собственного садика Зимнего дворца
Садовая улица и «Катькин сад»
Сквер на площади Восстания

 

 

 

 

Храмы с именем Иисуса Христа

Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря

На правом берегу Невы стоит прекрасный белоснежный храм. В праздники и воскресные дни здесь всегда многолюдно. Это церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого монастыря Святого Преподобного Александра Свирского.

Расположен храм чуть поодаль от жилых кварталов, в самом центре нового Брестского парка, бывшего еще недавно гигантским пустырем, где доживали свой век заброшенные склады Ленкниги, прогуливались собаководы и гоняли мяч окрестные мальчишки. Здание храма с первого взгляда поражает воображение своей изящной простотой и ощущением чистоты, тепла и солнечного света даже в самый пасмурный день.

Когда‑то, в годы Великой Отечественной войны, здесь было Невское кладбище, где хоронили блокадников. После войны кладбище сровняли с землей, а в память о подвиге ленинградцев здесь, на Дальневосточном проспекте, на месте, где начинались захоронения, был возведен мемориальный комплекс «Журавли». А противоположная сторона проспекта долгое время так и оставалась пустырем с нелепыми хозяйственными строениями, старыми полуразрушенными складами и мусорными завалами. В 1999 году на пустыре начали возводить храм и подворье. Строителям помогали монахи и прихожане: выносили мусор, благоустраивали территорию. И храм построили в короткий срок, а уже 6 января 2000 года, накануне Рождества, митрополит Петербургский и Ладожский освятил церковь.

С первых дней строительства здесь служились молебны не только преподобному Александру Свирскому, но и в память тех людей, чей прах покоится в этой земле, и всех погибших в суровые дни блокады. Поэтому в народе храм сразу стали называть «Блокадным». Приходят люди на монастырское подворье поделиться печалью и радостью, помолиться о чем‑то своем, просто постоять под светлыми сводами, помолчать и подумать, как приходили когда‑то, в XIX веке. Только располагалась обитель тогда совсем в другом месте, на углу Боровой и Разъезжей улиц, близ Ямского рынка.

Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря

Здесь, на территории, принадлежащей Александро‑Свирскому монастырю, стояла удивительно красивая церковь, посвященная святым Александру Свирскому и Александру Невскому. Строил ее Николай Гребенка, а позднее перестраивал Николай Никонов. Но в 1932 году церковь и все здания подворья были разрушены, а уцелевшие корпуса отданы Противотуберкулезному диспансеру.

Судьба и самой обители Александра Свирского, расположенной недалеко от города Лодейное Поле Ленинградской области, в годы советской власти тоже была трагична.

Основатель монастыря, преподобный Александр Свирский, в юности ушел из родного дома, чтобы стать монахом Валаамской Преображенской обители, где долгие годы проводил в молитвенном уединении в каменистой пещере. Однажды, стоя на молитве, инок услышал Божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное место, на нем же возможеши спастися». Свет указал ему путь на юго‑восток, к берегам реки Свирь. Покинув Валаам,

Александр пришел туда и на берегу Рощинского озера поставил свою хижину На 23‑м году своего поселения Александру (единственному из всех святых) было явление Святой Троицы. Увидел он свет в своей хижине, и предстали перед ним в белых одеждах Три Мужа. Повелели они построить церковь во имя Святой Троицы на том месте, которое указал ангел. Так, в 1506 году была основана церковь и монастырь

В годы гражданской войны его настоятель и все монахи были расстреляны, а сама обитель разграблена. Рака с мощами преподобного Александра Свирского была вскрыта, а мощи вывезены в Петроград. Бесценную святыню удалось спасти благодаря смелости академика Петра Петровича Покрышкина, не побоявшегося в то время дать на запрос чекистов бескомпромиссное заключение о признании мощей исторической реликвией В 199В году мощи вернулись в обитель, а сам монастырь возвратился к жизни: проходят богослужения, под руководством настоятеля ведутся работы по реконструкции, и, как когда‑то, не иссякает поток паломников со всего света.

Связь монастыря, расположенного вдали от городских центров, с большим городом вновь стала насущной необходимостью, а поскольку историческое здание подворья обители занято лечебным учреждением, для строительства выбрали новое место – обширную территорию бывшего кладбища в правобережной части Невского района, которое петербуржцы называют «Веселый поселок». Выбрали не случайно, ведь рядом протянулось Мурманское шоссе, по которому лежит путь в Александро‑Свирский монастырь. Однако не только территориальные причины побудили устроить монастырское подворье именно здесь. Издавна на Руси повелось, что храм и погост неразрывно связаны между собой незримой нитью почитания и памяти народной.

И стоит, красуется посреди нового Брестского парка, заложенного в 60‑ю годовщину Великой победы в память о русских и белорусских воинах, первыми встретивших врага в Брестской крепости, чудесный храм во имя Рождества Христова. Разрастается монастырское подворье, шумят под весенним ветром молодые клены парка.

Подворье обнесено белокаменной оградой, такой же строгой и простой, как и сама церковь. Вытянутое с востока на запад здание с плоской крышей и белокаменными стенами, надстроенное небольшой звонницей, увенчано куполом с голубой главкой. Над алтарной частью – еще одна главка. Обе они символизируют двойственную, Богочеловеческую природу Христа. На фасаде, над входом, – икона Богоматери с младенцем Иисусом на руках. Внутренние своды церкви опираются на 12 столпов, представляющих собой анфиладу колонн, облицованных под мрамор. На них укреплены 12 икон, среди которых – преподобного Арсения Коневецкого и святого Великомученика Пантелеймона с частицами мощей. Главная святыня – икона преподобного Александра Свирского с частицей мощей. Все внутреннее убранство, словно изнутри залитое мягким светом, создает ощущение тишины и умиротворения.

С любовью создается подворье. Во внутреннем дворике – южные туи, детская площадка, аккуратные песчаные дорожки вдоль ухоженных газонов. В центре – изящная колонна, увенчанная статуей ангела‑хранителя, установленная стараниями архимандрита Лукиана с братией 22 июня 2005 года, о чем на постаменте колонны высечена надпись. На подворье строится новый храм – Пещерный, в память о долгом пребывании Александра Свирского в каменистой пещере на Валааме. На стене, прилегающей к Рождественской церкви, еще одна святыня – список византийской иконы V века Божьей Матери «Живоносный источник». Богородица изображена парящей над высокой каменной чашей, стоящей в широком водоеме, полном воды. Под образом установлены краны с освященной водой. Этот источник всегда полон.

Продолжается благоустройство келий, трапезной, мастерских под руководством настоятеля; храм уже открыт для людей: служатся молебны, панихиды, литургии, совершаются таинства. И есть у храма два особых праздника. Это 12 сентября – день памяти преподобного Александра Свирского, когда совершается торжественное богослужение и в храме особенно многолюдно, и 7 января – светлый праздник Рождества Христова.

По преданию, в то время, когда Мария ожидала рождения своего сына, в Иудее по приказу императора проходила всенародная перепись, и каждый житель должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Мария пришли из Назарета в маленький город Вифлеем, родной город Иосифа, но не нашли места в гостинице. Им пришлось остановиться на ночлег за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастье. В этом хлеву и родился Иисус. Мария запеленала ребенка и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Первыми увидели Спасителя вифлеемские пастухи, которые пасли стада в поле. К ним с небес спустился ангел, возвещающий о рождении Сына Божьего, и указал на пещеру.

Праздничное богослужение в Рождественской церкви прославляет любовь Бога к людям. Сюда приходят с любовью, унося с собой частичку света. Идут не только в праздники, но и в будни, чтобы помянуть всех погибших в годы блокады, за исцелением души и тела, да и просто – за добрым словом в белоснежный храм подворья на Правом берегу Невы.

Архитектура Зимнего дворца Санкт-Петербурга