История архитектуры История Санкт-Петербурга

Зимний дворец Городская архитектура Санкт-Петербурга
Архитектура Зимнего дворца
Архитектор Ф.Б. Растрелли
Портрет Екатерины II
Бриллиантовая комната
Зимний дворец со стороны Васильевского острова
Императорские регалии
Портрет великого князя Павла Петровича
Вид на Зимний дворец со стороны Невского проспекта.
Второй запасной половиной Зимнего дворца.
Южный фасад Зимнего дворца
Первая Запасная половина Зимнего дворца
Вид на южный фасад Зимнего дворца. Февраль 1913 г.
План второго этажа Зимнего дворца времен Екатерины II.
Новые интерьерные решения связаны с архитектором В.А. Шрайбером.
Половины детей и внуков императрицы Екатерины II в Зимнем дворце
Портрет великого князя Александра Павловича в юности. 1790‑е гг.
Императорская половина при Александре I
Анфилады Темного коридора. 1801–1825 гг.
Архитектор А. Брюллов
Гостиная великой княгини Марии Александровны
Овальный зал, построенный по проекту архитектора А. Ринальди.
Портрет великого князя Николая Павловича. 1820‑е гг.
Угловая гостиная императора Николая I. Середина XIX в
Кабинет Николая I на первом этаже северо‑западного ризалита
Кабинет императрицы Александры Федоровны
Малый зимний сад императрицы Александры Федоровны
Четвертая запасная половина
Формирование мемориальных зон Зимнего дворца
Личные увлечения императоров
История Санкт-Петербурга
Сенная площадь
Обуховская площадь
Собор Владимирской иконы Божией Матери
Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Церковь иконы Смоленской Божьей Матери
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря
Церковь Богоявления Господня
Собор Воскресения Христова (Смольный собор)
Легенды петербургских садов и парков
Страсть Петра I к древесным посадкам общеизвестна
Летний сад
Летний дворец Петра I. Интерьер спальни. Фото 2000‑х годов
Марсово поле
Сады и скверы от Адмиралтейства и Сенатской площади
Петровский сквер на Сенатской площади
Собственного садика Зимнего дворца
Садовая улица и «Катькин сад»
Сквер на площади Восстания

 

 

 

 

Церковь Богоявления Господня

Большой остров в Невской дельте, омываемый водами Невы, реки Екатерингофки и Морского канала, не раз менял очертания и названия. В давние времена финны называли его Кустарниковый, при Петре Великом – Незаселенным, а потом – Святой Екатерины, Круглый, Приморский, Новосильцов. Но когда в середине XVIII века этот остров купил купец – судостроитель Конон Гутуев, его стали называть по имени владельца – Гутуевским. Это имя носит остров и сегодня.

В XIX веке сюда из Кронштадта был переведен Морской порт, остров заселили портовые служащие, докеры, моряки, таможенники и артельщики. Несколько лет на острове не было храма. Затем в 1888 году жители Гутуевского острова решили построить деревянный храм, и был составлен проект; затем богатый купец первой гильдии, владелец ткацкой мануфактуры Иван Агапович Воронин пожертвовал на новую церковь баснословную сумму, пожелав, чтобы в ней находилась семейная усыпальница; поэтому храм стали строить сразу каменный.

Проект Богоявленской церкви поручили инженеру и архитектору Василию Косякову, директору Петербургского инженерно‑строительного института, замечательному педагогу, воспитавшему немало талантливых инженеров. Молодые инженеры, Василий Косяков и его помощник Бронислав Правдзик, тоже выпускник инженерно‑строительного института, очень быстро, всего за месяц, выполнили заказ. Сложенная из красного кирпича и украшенная мозаикой, изразцами, коваными решетками, золочеными рельефами и живописными кокошниками, эта сорокаметровая церковь с большими светлыми окнами и шатровой колокольней похожа на гигантский корабль, стоящий у причала Гутуевского острова.

Главный придел храма освящен во имя спасения цесаревича Николая. В 1891 году наследник императорского престола Николай Романов, совершавший большое ознакомительное путешествие, ехал в коляске по узким улицам японского города Отсу. Внезапно из рядов японской охраны, на ходу вытаскивая из ножен саблю, на него напал полицейский. Первый удар задел лоб цесаревича с правой стороны, второй – успел отразить тростью находившийся рядом греческий принц Георгий. Николай остался жив, хотя его лоб навсегда «украсил» шрам. Причин покушения называли несколько: это и ревность самурая к жене, с которой наследник непринужденно беседовал, и неуважительное поведение русских путешественников в японских храмах, и многое другое. Александр III, узнав о происшествии, приказал сыну возвращаться домой, путешествие оборвалось.

Церковь Богоявления Господня

Вскоре в храме появились еще два придела: во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Иоанна Постника. Иван Воронин, давший деньги на строительство храма, считал Иоанна своим покровителем. Храм был просторным, в нем могли поместиться более тысячи человек, а богатое внутреннее убранство соответствовало узорчатому великолепию самого здания. Сияла золоченая бронза царских врат, мраморный алтарь гармонично дополнял иконостас цвета «слоновой кости», изготовленный московской фирмой Кузнецова и удостоенный золотой медали в Париже. Все стены покрывали росписи.

После революции церковь закрыли, в ее здании долгие годы находились овощехранилище, мыловаренный завод, склады универмага «Фрунзенский», автопарк, а вся утварь была разграблена и уничтожена. Во время Великой Отечественной войны в здание попал снаряд, от страшного пожара сгорело не только внутреннее убранство, но и сильно пострадали фасады. К началу восстановления храма, в 90‑е годы XX века, вместо прекрасной церкви на острове стояло полуразрушенное, обгоревшее здание.

До сих пор храм еще не восстановлен полностью, деревянные леса обрамляют стены фасадов, а внутри здания еще не отреставрированы живописные евангельские сюжеты, чудесным образом сохранившиеся и обнаруженные строителями на стенах церкви. Но уже идут богослужения, служат акафисты перед иконой «Всецарица», иконой Святого Пантелеймона с частицами его святых мощей и Святителя Николая Чудотворца, а также – перед иконой «Неупиваемая Чаша». Перед этой иконой всегда много женщин, которые молятся Богородице об исцелении своих пьющих мужей.

Приходят петербуржцы посмотреть на чудесным образом обновленную икону «Рождество Христово». Произошло это чудесное событие 14 марта 199В года. После вечерней службы возле иконы оставили гореть лампаду, но наутро увидели, что лампада полна масла, а сама икона словно написана свежими красками. С изумлением смотрели служащие храма на золотой яркий свет нимбов над головами стоящих в обновленных одеждах Девы Марии и Иосифа, самого младенца Христа, в чистом сиянии лежащего в яслях. Каждый день люди молятся перед нерукотворным образом обновленной иконы, но особенно многолюдно в храме на Рождество, когда, по традиции, совершается торжественное богослужение с водоосвящением.

В память того, что, войдя в воду реки Иордан во время крещения, Иисус освятил всю воду в мире, накануне и в день Крещения, 19 января, в церкви на Гутуевском острове совершается торжественное освящение воды. Как и встарь, прихожане окропляют ею себя, своих больных родственников, свои жилища.

Храм Богоявления, переживший трагедию запустения, вернулся к людям. Плещутся волны о берег острова, бурлит жизнь в Петербургском порту, возможно, когда‑нибудь назовут этот остров, расположенный вдали от центра и главных магистралей, «Святым» или «Крещенским» – по имени восстановленной церкви, или церковь назовут Гутуевской – по имени острова.

Собор во имя Воскресения Христова («Спас на Крови»)

Собор Воскресения Христова – «Спас на Крови» – сияет златыми куполами над гладью канала Грибоедова и кажется образом прекрасной русской сказки в самом сердце европейского города. Волшебное кружево решетки Михайловского сада обрамляет его с алтарной стороны, преклоняясь перед красотой дивного храма, а ограда набережной канала, словно сильное плечо незримого покровителя, хранит хрупкость западного лика собора.

Поражающий своей красотой храм освящен во имя Воскресения Христова – самого важного праздника для христиан. В этот день, согласно преданию, мученически умерший на кресте и погребенный учениками Иисус воскрес из мертвых. На третий день после погребения Спасителя его мать и Мария Магдалина пришли к пещере, где было тело Христа, но обнаружили, что пещера открыта, а стражники разбежались – на их месте сидел ангел, возвещающий Воскресение. А вечером апостолы увидели своего воскресшего Учителя, который пришел говорить с ними. Каждый год христиане празднуют Воскресение Христово – Пасху, радуются тому, что Иисус победил смерть.

Сооружение храма на канале Грибоедова, освященного в память этого радостного события, связано с трагедией, которая произошла 1 марта 1881 года на месте, где возвышается собор; отсюда и название – «Спас на крови».

1 марта император Александр II возвращался в Зимний дворец из Михайловского манежа с парада войск, в котором первый раз принимал участие его племянник. Царю предлагали отменить поездку – в городе было опасно, но Александр II не хотел лишать юношу счастья предстать перед всеми в новом мундире. В столице было необычайно тихо. Уже несколько дней говорили о зловещем предзнаменовании: император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, что на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру. Царская карета в окружении конных казаков по Инженерной улице выехала на канал.

Собор во имя Воскресения Христова («Спас на Крови»)

Вдруг раздался сильный грохот, и все вокруг окутал черный дым. Кучер решил гнать лошадей что есть сил, но император приказал остановиться. Царь вышел из кареты и увидел страшную картину: несколько казаков лежали убитыми, а рядом кричал от боли окровавленный ребенок. Вдруг Александр увидел молодого светловолосого человека – убийцу, который пытался отбиться от толпы, окружившей его. Царь подошел ближе. Другой участник покушения, Игнатий Гриневицкий, уже ждал царя чуть дальше, у решетки канала. На миг Гриневицкий и Александр оказались рядом, их глаза встретились, что думал каждый из них в эту последнюю секунду, мы никогда не узнаем. Раздался взрыв – Игнатий бросил между собой и царем бомбу. Когда дым немного рассеялся, все увидели, что царь лежит в разорванной, обгоревшей шинели, весь в крови. Убийца тоже был смертельно ранен и лежал поодаль. Через час в Зимнем дворце царь скончался, а убийца через некоторое время умер в тюремной больнице. Все участники террористической группы вскоре были арестованы, а тех пятерых, кто непосредственно подготовил и совершил убийство, повесили.

Вся Россия была потрясена. Вспомнили и страшное предсказание, данное при рождении Александра II юродивым Федоровым, о том, что царь будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах. Действительно, царь, прославившийся своими реформами, отменивший крепостное право, умер от взрыва бомбы, оторвавшей ему ноги.

Часть булыжной мостовой, окропленная кровью царя, со следами брошенной бомбы и решетки канала, была сохранена. Она находится в западной части собора, под шатровой сенью на четырех колоннах из яшмы. Свод сени облицован лазурью и украшен самоцветами и топазами в виде звезд. Снаружи это скорбное место обозначено мозаичным распятием Христа.

Первоначально здесь на средства лесопромышленника и мецената И. Ф. Громова была построена часовня, проект которой выполнил архитектор Леонтий Бенуа. Ее установили сразу же после убийства, а в 1883 году, когда был заложен собор Воскресения Христова, часовню снесли и разобрали.

Новый император Александр III, сын погибшего царя, лично рассматривал проекты будущего храма. Он хотел, чтобы в память об отце построили не просто церковь, а мемориал, выполненный в стиле русского культового зодчества XVII века. Дважды проходили конкурсы, на которых лучшие архитекторы представляли свои работы. В результате предпочтение было отдано проекту Альфреда Александровича Парланда, академика архитектуры, профессора Академии художеств, и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице‑Сергиевой пустыни, который в свое время учился в Академии художеств. Сам отец Игнатий утверждал, что во сне ему явилась Богоматерь и поведала, каким должен быть храм в память об убитом императоре. Проснувшись, он сделал наброски плана, которые потом были использованы при создании проекта собора.

Для сооружения храма на берегу канала требовалось особое инженерное решение, чтобы избежать проникновения воды. Авторы отказались от использования свай; впервые в градостроительстве под всей площадью здания соорудили бетонное основание, а для колокольни был сделан выступ, на 8 метров выдвинутый в воды канала. Строили собор очень долго, освящение его произошло уже при внуке Александра II, императоре Николае II, 19 августа 1907 года. По замыслу Парланда храм должен был напоминать собор Василия Блаженного в Москве. Яркий, красочный, с окнами, обрамленными мраморными резными колоннами, фигурными наличниками, многоцветными кокошниками, облицованный глазурованным кирпичом, мрамором, опоясанный фарфоровым и керамическим орнаментом, узорчатыми изразцами, шатровый храм Воскресения действительно напоминает шедевр Бармы и Постника. Но главным украшением фасадов является изумительная мозаика, из нее выполнены и изображения гербов русских городов, губерний, уездов, а также панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников, расположенные на каждом из четырех фасадов. В нишах установлено двадцать гранитных досок, надписи на которых рассказывают об истории России в период правления Александра II.

Интерьеры храма своим великолепием не уступают внешнему облику. Главное в них – это мозаичное убранство. Общая площадь мозаик составляет около 7000 квадратных метров. Мозаика покрывает пол, стены, своды, колонны, поэтому собор иногда называют «музеем мозаики». Иконостас, увенчанный тремя хрустальными крестами, тоже мозаичный. Среди икон – изображение Спасителя и Богоматери, выполненные по рисункам Виктора Васнецова. Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы – по рисункам Михаила Нестерова. Еще одной особенностью собора является использование в его отделке мрамора, самоцветных камней, разноцветных минералов. Это яшма, орлец, горный хрусталь, топазы – не только русские, но и привезенные из‑за границы. Своей яркостью и великолепием они не уступают прекрасной мозаике.

Таким увидели собор горожане после реставрации. Почти 30 лет стояли вокруг его фасадов строительные леса. Многострадальный храм, закрытый в 30‑е годы, лишь чудом не был взорван «как образец дурного вкуса в архитектуре города». Во время войны в собор свозили тела ленинградцев‑блокадников, а в купол попал неразорвавший‑ся снаряд, обезвреженный лишь во время реставрации. После войны долгие годы в соборе находился склад декораций Малого Оперного театра, а в 1970 году власти решили передать «Спас на крови» Государственному музею «Исаакиевский собор» в качестве одного из филиалов. Началась долгая восстановительная работа.

И вот спустя десятилетия величественный собор скинул с себя леса и предстал в обновленном виде изумленным взглядам петербуржцев и гостей города. Сегодня в храме много посетителей. Собор открыт в наши дни как музей, но в дни больших праздников уже несколько раз проводились богослужения Митрополитом Санкт‑Петербургским и Ладожским Владимиром.

Архитектура Зимнего дворца Санкт-Петербурга